Как часто родители слышат от своих маленьких детей, когда те играют с другими: «Это моя кукла…», «Это моя машина…». Очень неприятно считать своих детей жадными. Но именно так воспринимают родители подобное детское поведение. Они почти всегда эмоционально осуждают своих или чужих детей за проявление жадности, говоря им, что нужно научиться делиться своими игрушками, что жадных никто не любит. Родители, беспокоясь о будущем детей, хотят предостеречь их от возможных неприятностей. Но форму, которая для этого избирается, нельзя считать разумной. «У тебя не будет друзей, – говорят детям. – Ты останешься один со своими машинами, останешься одна со своими куклами». Это произносится таким тоном, что ребенок ощущает всем своим существом, что сейчас для родителей он «плохой». Но это совсем не так! Ребенок плачет, он переживает внутренний конфликт, чувствует творимую по отношению к нему несправедливость: почему это он должен отдавать кому-то свою любимую игрушку? Если же взрослый силой отберет игрушку у своего ребенка и отдаст ее другому, то конфликтная ситуация не разрешится, а только усугубится: негативными переживаниями мальчика или девочки станут еще более глубокими.
…На небольшом песчаном пляже у реки десятки людей. Недалеко от берега расположилась молодая семья с четырехлетней дочкой. Родители читают и поглядывают за ней, а девочка ковыряется в песке, насыпает горку, рядом с ней лежит красивый кораблик с парусом. Поиграв минут пять, девчушка берет свой кораблик и подходит к одной из загорающих рядом молодых женщин, показывает на него и говорит : «Это мой кораблик». Потом бежит снова копать песок, кладет кораблик рядом с вырастающей горкой, а через несколько минут через пять опять подходит к кому-то с заявлением о принадлежащей ей ценности.
Через некоторое время нашей девчушкой заинтересовалась другая девочка примерно такого же возраста. Она подбежала к ней, рассматривая горку, увидела кораблик и как загипнотизированная протянула к нему руки. Но владелица следила за ее действиями и, как только та взяла ее сокровище, она выхватила его, крикнув : «Это мой кораблик!», и оттолкнула покушавшуюся. Родители обеих девочек тут же подбежали к ним. Папа хозяйки кораблика схватил ее за плечи, грозным голосом воскликнул: «Откуда у тебя такая жадность?» и шлепнул ее. Девочка вся напряглась, покраснела, прижала кораблик к себе и отошла в сторону. Села на корточки и стала смотреть на реку...
В описанной сценке можно увидеть за внешним несколько беспокойным поведением девочки внутренний дискомфорт, переживание неуверенности в том, что она действительно хозяйка своего кораблика. Проблема была именно в этом: девочка не чувствовала, что ей на самом деле что-то принадлежит.
В таких ситуациях виноваты скорее не дети, а родители, так как они должны были бы подготовить своих детей к социальным отношениям, опираясь на понимание детской природы. Родителям важно, чтобы дети производили благоприятное впечатление в обществе, чтобы их как родителей оценили за прекрасно воспитанных детей. А такие ситуации дискредитируют их.
В чем же особенности раннего детского развития, которые проясняют такое несимпатичное поведение детей? Истоки лежат в самом раннем детстве.
Когда дети еще совсем маленькие, у них нет четкого представления о границах своего тела – где оно начинается и где кончается. Так, некоторые малыши, которые испытывают потребность в мягких игрушках и спят с ними в обнимку, воспринимают их как часть себя, словно это еще одна рука или какой-то другой важный орган. Довольно часто можно увидеть маленького ребенка, который никогда не расстается со своей игрушкой: постоянно держит в руке плюшевого зайчика, котика или мишку, маленькую машинку или куколку, солдатика. Любимые вещи так много значат для детей, что они не понимают, как можно ими делиться с кем-то другим.
Чтобы избежать переживаний, неприятных как для ребенка, так и для себя, взрослые должны вести себя таким образом, чтобы дети чувствовали: их потребности понимаются и уважаются. Если ребенок не ощущает такого отношения к себе, то эгоизм, разовьется у него обязательно. Он будет стараться компенсировать свою неудовлетворенную потребность жадностью и больше всего будет дорожить своим имуществом, поскольку лишен любви и уважения со стороны окружающих. Общеизвестный психологический факт: наибольшей щедростью отличаются те, кто хорошо к себе относится, кто чувствует, что их любят и уважают.
У всех людей есть такие вещи, которыми они не хотят делиться с кем-то другим. Это может быть что угодно – от пишущей ручки до теннисной ракетки.
Дети же совершенно спокойно относятся к своим вещам, когда уверены, что взрослые уважают их право на собственность. Поэтому с точки зрения воспитания было бы разумным продемонстрировать свое приятие важных для ребенка переживаний. Так, например, в ситуации, когда к ребенку домой собираются прийти в гости другие дети, то можно заранее поговорить с ребенком о том, с какими из своих игрушек он не хотел бы давать им играть, и на время убрать их с глаз долой. Такое поведение родителей очень благоприятно сказывается на ребенке; он сможет совершенно спокойно поделиться с детьми всеми другими игрушками.
Не следует беспокоиться о том, что при таком подходе ребенок не научится быть щедрым. Дети быстро понимают, что эта черта важна при общении с людьми. Например, пятилетний ребенок быстро осознает, что ему не дадут прокатиться на велосипеде, пока он сам не даст его хозяину поиграть какой-то своей игрушкой. Тактике обмена родители могут также обучить своих детей заранее. Чтобы не быть жадным, ребенок должен ощутить, что значит быть обладателем собственности. И это так же важно, как умение делиться с другими.
А научить таким правилам, конечно, лучше всего на собственном примере. Родители могут передать детям свое уважительное отношение к собственности, когда, например, скажут: «Я с удовольствием дам поносить тебе мои сережки, но мою цепочку трогать не надо».