Восьмимесячный ребенок — это в некотором роде загадка. У него просыпается любознательность, он начинает интересоваться окружающим миром и ищет приключений, уползая от родителей, чтобы обследовать новые территории. С другой стороны — это робкое существо. Малыш побаивается неизвестных людей, с опаской относится к новым местам и с трудом засыпает в незнакомой кроватке. На самом деле как возросшая любознательность, так и робость ребенка объясняется ростом его самосознания. Все лучше запоминая происходящее, он начинает отличать новые ситуации от уже известных. Малыш понимает, что можно безопасно совершить побег в незнакомую комнату, поскольку мама где-то совсем рядом и обратный путь ему известен. Новый человек, новое лицо или новая кроватка — это совсем другое дело. Ребенок не может соотнести новый опыт с тем, что он уже знает, и не в состоянии предвидеть последствия. Он понимает только, что новый человек это не мама и не папа, что в новом месте не видно знакомых предметов и что новая кроватка это не то место, где можно поспать в тепле и безопасности. Малыш криком выражает свой страх, и если мама подойдет к нему проверить, что случилось, он будет прижиматься к ней, ища защиты.

Общая подвижность

1. Лежа на спине. Ребенок уже не остается все время в этом положении, а поворачивается то на один бок, то на другой, затем с боку на живот.

2. Лежа на животе. Малыш хорошо контролирует движения головы, хорошо вытягивает руки, туловище и нижние конечности. Из положения ”на животе” переходит в положение ”ползание на карачках”, вначале еще неуверенно, продвигаясь только на ”четвереньках”. Некоторые еще вращаются вокруг своей оси, другие - пятятся назад.

3. Положение сидя. Малыш твердо держится в этом положении без всякой опоры, но еще не может переходить из лежачего положения в сидячее положение. Когда его усаживают, ребенок хорошо держит спинку прямо и контролирует движения туловища и головы. Он двигается вокруг собственной оси и движения хорошо координированы.

4. Становление на ноги. Лишь небольшая часть детей хватается за опору и самостоятельно встает на ноги. Нормально развивающийся ребенок хорошо в этом возрасте встает, хватаясь за руки матери. В этом возрасте у ребенка нет еще твердого равновесия, мать подхватывает его подмышки и он начинает шагать, неуверенно широко расставляя ноги для опоры, иногда передвигая вперед одну и ту же ногу. Рефлекс схватывания стопы сохраняется.

Тонкая подвижность

Ребенок все легче схватывает предметы. Он ”набрасывается” рукой с большей точностью на желаемый предмет, хватает его между ладонью и большим пальцем (реже мизинцем).
Новый значительный прогресс: малыш переводит предмет из одной руки в другую и ”охватывает” его взглядом. Когда хватает кубик, то держит его таким образом, чтобы иметь возможность хватать и другой предмет (хватает два предмета одной рукой). Смотрит на упавшие игрушки. Намеренно бросает игрушки на пол. Играет во время еды предметами разных размеров и пытается узнать, когда он ими двигает или бросает на пол.
Из любого стабильного положения ребенок протягивает руку, чтобы хватать предметы. Он пытается достигнуть предметов, находящихся вне радиуса его действия. Руки ”открыты”, и пальцы готовы для более тонкой моторной деятельности. Ребенок продолжает играть с руками и ногами.

Речь

Ребенок произносит первые двуслоговые звуки ”тата”, ”мама”, ”папа”, ”дада”. Он имитирует собственные и посторонние звуки, долго и с удовольствием ” рассказывает”. Ребенок придает произносимым слогам тон торжества, нетерпения и даже ярости. Таким образом, уже недалеко первое слово. Ребенок хлопает в ладоши по команде или играет в ”прятки”.

Социальный контакт

Увеличивается контакт с окружающей средой при помощи взгляда, улыбки, издавания звуков с аффективным оттенком.

Вас должно насторожить, если к концу 8-го месяца малыш:

– не может ползти назад;
– не может короткое время стоять при поддержке за руки;
– не может удержать между указательным и большим пальцами игрушку;
– не прислушивается к разговору взрослых.

Занятия с ребенком

Теперь ребенок научился самостоятельно передвигаться, и ему хочется исследовать весь дом. Постарайтесь сделать его мир интересным (и безопасным!). Хорошо, если в кухне вы устроите для вашего малыша отдельный ”кабинет” с разными баночками, кастрюльками и ложками. А ”личный” ящик в шкафчике ванной займет внимание ”владельца”, когда взрослым нужно на минуту выйти. В такой ящик можно положить всякие трубочки, коробочки, книги или игрушки. В комнатах, где бывает ребенок, есть смысл поставить небольшие корзинки с игрушками, таким образом , малыш сможет везде найти что-то новое и увлекательное для своих игр. Общаясь с ребенком, старайтесь говорить короткими, но знакомыми фразами. Когда вы кормите ребенка, переодеваете, моете его или играете с ним, старайтесь все время комментировать происходящее.

Практические советы

У вашего малыша должна быть своя ”библиотечка”. Удивительно, но в восемь месяцев дети уже проявляют интерес к книгам. Особенно им нравятся такие книжки, как ”Погладь кролика” или ”Телефон”, но хорошо, если в детской ”библиотеке” будет разнообразие. Есть книги, где во всю страницу изображен всего один персонаж или предмет; такие картинки помогут вам научить малыша новым словам. Картинки других книг изобилуют деталями, многочисленными ”героями”, и тут у вашего ребенка есть возможность выбрать, кто ему больше нравится. А еще есть книги, где каждая картинка сопровождается коротеньким стишком.

Время кормления.Для малыша, у которого растут зубки. Сделайте для вашего ребенка леденцы из сока. (Для этого существуют специальные формочки с пластмассовыми палочками.) Ребенок будет с удовольствием облизывать и прикусывать леденец, помогая вам держать палочки. Некоторым детям нравятся замороженные бананы.

Время купания и обтирания. Когда ваш малыш сидит в ванночке и вы моете его, спойте ему какую-нибудь простенькую песенку.
Обвяжите пальчик на ножке ребенка яркой ленточкой. Малыш будет увлеченно возиться, стараясь снять ленточку.
Дайте ребенку купальную тряпочку или губку. Вскоре он начнет делать попытки самостоятельно помыть свои ручки, животик или ножки.

Время отдыха. Сделайте ”осязательные” картинки из различных материалов и тканей. Можно взять кусочки плюша, атласа, резинового коврика - все это интересно потрогать и пощупать.
Изобразите на куске картона очертания фигуры ребенка. Над разными частями этой фигурки (руками, головкой, плечами, ступнями, коленками или животиком) аккуратно приклейте или пришейте кусочки ткани. Теперь можно поиграть в новую игру типа ”пряток”. Когда малыш поднимает ту или другую занавесочку, называйте открывшуюся ”часть тела”. Со временем ребенок начнет сам узнавать, где головка, а где ножки, и тогда будет играть самостоятельно.

babyportal.ru