К концу 9-го месяца жизни большинство детей уже может порадовать родителей своими первыми хореографическими успехами - к этому времени опорно-двигательный аппарат малыша, координация движений, слуховой анализатор и кора головного мозга вполне готовы для сознательного осуществления забавных танцевальных па в ответ на зажигательную музыку. Конечно, "коленца", выбрасываемые разными юными танцорами могут весьма существенно различаться по своей замысловатости - но главное не в этом. Главное в том, что малыш пустится в пляс только под соответствующую музыку - а вот спокойную, неторопливую и не особенно ритмичную мелодию он просто послушает. Как маленький человек отличает танцевальную музыку от нетанцевальной? Исчерпывающе ответить на данный вопрос, наверное, не сможет в настоящее время ни психологи, ни нейрофизиологи - да и не столь уж он и важен, этот ответ. Просто наслаждайтесь тем, что Ваш малыш это уже умеет.
Продолжают совершенствоваться моторные навыки ребенка - многие дети девятого месяца жизни довольно уверенно ходят, слегка придерживаясь ручками за барьеры и различные другие пригодные для этого предметы. Шаги при этом могут быть не только приставными, но даже чередующимися.А некоторые малыши в это время уже совершают свои первые совершенно самостоятельные шаги - причем, девочки делают это несколько чаще, чем мальчики.
Что умеет малыш:
1. Лежа на спине или на животе. Малыш поворачивается на один бок и на другой, может самостоятельно садиться, начинает ползать на ”карачках”.
2. Положение сидя. В этом возрасте маленький ребенок хорошо сидит, сохраняет равновесие, легче передвигается вперед и вокруг оси.
4. Становление на ноги. Большинство детей поднимается, держась за предметы; немногим иногда удается подняться самим. После того, как малыш встал на ноги и опирается, он довольно твердо передвигается, держась за мебель.
Тонкая подвижность
Важность приобретения привычки противопоставлять большой палец указательному пальцу очень велика. Эта способность является одним из больших завоеваний человека, позволяющим пользоваться рукой для обращения с орудиями труда и для письма. В основном, ребенок совершенствует и оттачивает ранее приобретенные навыки предшествующего месяца.
Речь
Некоторые дети продолжают расширять свой словарный запас языка другими звуковыми сочетаниями.
Вам следует проконсультировать малыша у специалиста, если к концу 9-го месяца малыш:
– в положении сидя плохо держит равновесие;
– не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед;
– не пытается самостоятельно пить из чашки и сдергивать головной убор с головы;
– не может стучать игрушкой об игрушку;
– не может повторить за взрослыми 8 различных звуковых сочетаний и слогов;
– не пугается и не стесняется чужих людей, не пытается прятаться за мебель или не сердится, когда у него отбирают игрушку.
Занятия с ребенком
Девятимесячный ребенок не принимает всерьез слово ”нет” - для него весь дом представляется большой волшебной игрой. Ему хочется все исследовать и потрогать, поэтому вам, учитывая это, перед детским нашествием нужно проверить все содержимое дома на устойчивость. Любую комнату, в которой ребенок может оказаться один или с родителями, занятыми другим делом, следует тщательно ”прочесать”. Необходимо подумать не только о том, что может сделать ребенок ”сейчас”, но также и о том, что он научится делать через месяц: какие шкафчики и ящики он попробует открыть, за какие провода потянуть, какие безделушки ему захочется исследовать и бросить на пол, где они, естественно, разобьются. Обходя свой дом в поисках опасных мест, в то же время подумайте, какие вещи могут пригодиться для детских игр. Устройте так, чтобы в каждой комнате, где вы с ребенком будете проводить время, был бы для него запас игрушек или других предметов, подходящих для игры. Родители часто предоставляют во владение своему малышу низко расположенную полочку в кухне, какой-нибудь ящик в своей спальне и корзинку в гостиной, наполненную вещами, которые могут заинтересовать ребенка и которые он не сможет поломать. Если у вас есть время спокойно посидеть и поиграть с ребенком, обязательно дайте ему возможность самому начать игру. Если малыш обнаружит, что в доступной корзине много новых и интересных предметов: ключи, видеокассеты, сухофрукты, бигуди и т. п., это может вызвать у него желание поиграть - передать вам какую-нибудь вещь, чтобы тут же получить ее обратно.
Практические советы.
Время кормления. Когда вы учите своего малыша пользоваться чашкой, иногда давайте попить и плюшевому мишке. Ребенку тоже захочется напоить своего друга, и он постарается повторить ваши движения. Эта игра типа ”как будто” для совсем маленьких предшествует играм с воображаемыми действиями, в которые любят играть дети постарше.
Процесс приготовления пищи интересен для детей всех возрастов, и даже совсем маленький ребенок может быть вовлечен в него. Дайте малышу кастрюльку, крышку и ложку, или какую-нибудь пустую коробку или пакет. Копируя ваши действия, он будет трясти над кастрюлькой пустой пакет из-под риса, а потом мешать там ложкой и бить этой ложкой по кастрюльке.
Время переодевания. Поменять подгузники девятимесячному ребенку - задача не из легких. Как правило, вам легче поймать удирающего ползком малыша, чем удержать его на месте для переодевания. Этот повторяющийся процесс можно немного ускорить, отвлекая внимание ребенка какой-нибудь песенкой ”к случаю”. Как поймать ребенка. Можно организовать этот процесс иначе, превратив его в забаву. Когда ребенок старается уползти от вас, хватайте его за ножки и тащите обратно: ”Я тебя поймала!” Поиграйте так несколько раз. Для малыша это станет веселой игрой, и, кроме того, он устанет, и в вашем распоряжении будет какое-то время, достаточное, чтобы спокойно переодеть его.
Переодевая малыша, дайте ему чистый пуховичок или комок ваты и покажите, как потереть животик, ручки, носик или щечки. Это занятие доставит ребенку удовольствие, и он будет вести себя спокойнее. Кроме того, у вас будет случай поговорить с малышом о частях тела (”где у нас носик”, ”где у нас глазки” и т. д.). Прежние ”родственные” чувства приобретут новый оттенок, если под какую-нибудь живую мелодию ”паучок” побежит по ножке ребенка, а потом по животику. С ”паучком” малыш будет заливаться смехом, как и во время веселой игры.
Время купания. Дайте малышу купальную тряпочку и полотенчико для вытирания. Покажите ему, как нужно мыться и как вытираться полотенчиком. Конечно, подготовка к ”самостоятельному мытью” и само ”мытье” потребует больше времени.
Дети любят следовать командам. Поддерживайте вашего ”подпрыгивающего” малыша и командуйте ему ”оп-оп!” Когда ребенок перестает ”прыгать”, перестаньте говорить ”оп-оп!” Из этой игры может получиться целая забавная серия остановок и движений. Ребенок уже начинает получать удовольствие от слов, и в то же время для него это полезная тренировка.
Время отдыха . Посмотрите вместе с ребенком какую-нибудь книжку Для девятимесячного ребенка очень важно, чтобы вы нашли время полистать вместе с ним спокойную книжку. Постарайтесь каждый день хоть понемногу почитать ребенку. Это создает ощущение близости между вами и ребенком. Усыпляющий вальс Потанцуйте с ребенком под тихую спокойную музыку перед тем, как уложить его спать. В течение дня малыш проводит много времени на полу, исследуя себя и окружающий мир, и перед сном он нуждается в теплых нежных объятиях.