Работа над диктантами.
При проведении коррекционной работы с детьми, имеющими ошибки на письме, возможно и целесооб-разно проводить следующие виды диктантов с обучающей  целью.
1)  Зрительный предупредительный диктант.
Предлагаемый текст пишется на доске. «Ошибкоопасные» места выделяются цвет¬ным мелом. Сначала текст подвергается устному разбору, а за¬тем стирается.
Дети по памяти или под диктовку логопеда пи¬шут его в тетради.
2)   Слуховой предупредительный диктант.
Текст слухового диктан¬та читается сначала целиком, а затем отдельными предложе¬ниями.
В каждом предложении учащиеся находят слова с опре¬деленной орфограммой, объясняя ее написание, и только потом записывают предложение в тетрадь.
3)   Объяснительный диктант.
Сущность объяснительного диктан¬та заключается в орфографическом разборе текста после того, как уча-щиеся самостоятельно его напишут. Логопед задает во¬просы, а дети отвечают на них по вызову или по собствен-ному желанию.
4)  Выборочный диктант.
Выборочный диктант дает возможность за короткий срок написать наибольшее количество слов опре¬деленной грамматической категории или слов с соответствую¬щей орфограммой.
Под диктовку записывается не весь текст, а только нужные слова. Выборочный диктант может быть:
а) предупредительным,
б) объяснительным,
в) контрольным.
5)   Творческие диктанты
представляют собой такой вид упражне¬ний, при котором ученики вставляют или заменяют определен¬ные слова в предложенном тексте другими, близкими по зна¬чению грамматическими категориями.
а) Предупредительный творческий диктант.
Во время предупре¬дительного творческого диктанта школьники, прежде чем написать предложение, об-суждают «ошибкоопасные» слова.
6) Творческий диктант на вставку слов и словосочетаний.
Твор¬ческий диктант на вставку слов или словосочетаний должен помочь школьникам научиться само-стоятельно вставлять в диктант слова определенной грамматической категории или слова с определенной орфо-граммой. Этому диктанту должна предшествовать работа над упражнениями с тем же заданием.
в)  Объяснительный творческий диктант.
При объяснительном творческом диктанте школьники сначала пишут предложение, встав¬ляя нужное сло-во или заменяя его другим, а затем обсуждают, пра¬вильно ли оно написано.
г) Творческий диктант по опорным словам.
Творческий диктант по опорным словам проводится следующим образом: на доске или карточках записы-ваются опорные слова определенной грамматичес¬кой категории, которые должны быть вставлены детьми в дик-туемый текст. Логопед читает текст, пропуская написанные слова. Дети пишут диктант, выбирая по смыслу и вставляя пропущенные слова. Творческий диктант по опорным словам может быть основан на са¬мостоятельном составлении детьми предложений, объединенных одной темой. Например, логопед медленно диктует слова: осень, ли¬стья, дождь, небо, птицы. Дети записывают предложения в виде связ¬ного текста на тему «Осень».
«Наступила осень. С деревьев опадают листья. Весь день льет дождь. Небо покрыто тучами. Птицы уле-тают на юг».
д) Творческий диктант с использованием серии предметных кар¬тинок. Детям предъявляются картин-ки, на которых изображены от¬дельные предметы. Логопед диктует текст, пропуская слова. Дети впи¬сывают их в предложения, используя предметные картинки.
е)  Творческий диктант с заменой.
Задача данного диктанта сво¬дится к следующему: в диктуемых предложениях или тексте словосо¬четания или слова одной грамматической категории заменяются сло¬нами или словосочетаниями другой грамматической категории.
Например, при изучении темы «Синонимы» возможны следующие замены: Раньше я часто бывал ГРУСТ-НЫМ. Прежде я часто бывал пе¬чальным.
6)  Диктант «Проверяю себя».
Отличительной особенностью это¬го диктанта является то, что по окончании работы ученики могут задать логопеду любые вопросы, связанные с написани¬ем слова, которое вызывает у них сомнение. Желательно, что¬бы ответ на этот вопрос дал один из детей.
7)  Диктант-молчанка по картинкам.
Проводится следующим об¬разом: логопед молча показывает серию предметных карти¬нок с изображенны-ми на них предметами, названия которых объединены заданной темой. Ученики молча записывают сло¬ва, обозна-чающие названия предметов, которые нарисованы на картинках, по необходимости выполняя грамматическое за-дание.
8)   Выборочный диктант-молчанка по картинкам.
Отличается от предыдущего тем, что из демонстрируемой серии дети выби¬рают только слова на заданную тему или записывают слова в два-три столбика. Например, надо записать только слова, со¬держащие парные глас-ные (баян, утюг, знамя, маяк, сливы, костер, овес и т. д.);
записать в первый столбик слова, содержа¬щие сочетание жи, во второй — ши и т. д.
9)  Устный диктант по картинкам.
Проводится с использованием предметных картинок и индивидуальных карточек учащихся. Логопед по-казывает картинки с изображениями предметов, названия которых являются словами с различными орфограм¬мами. На каждую показанную логопедом картинку дети под¬нимают карточку с той орфограммой, которую следует писать в данном слове, или с заранее оговоренным символом. Напри¬мер, если в слове пишется мягкий знак, под-нимается карточка со знаком «плюс», если нет — «минус» и т. п.
10) Устный диктант.
Проводится с использованием индивидуаль¬ных карточек учащихся, на которых написаны разные орфог¬раммы. Логопед диктует слова, в которые входит орфограмма, имеющаяся на индивидуальной карточке учащего-ся. На каж¬дое продиктованное логопедом слово ученик поднимает кар¬точку с орфограммой, используемой при написании данного слова.
11) Проверочный или контрольный диктант.
Предлагается на диаг¬ностическом и оценочном этапе логопедической коррекционной работы. Логопед читает диктант полностью, затем предло¬жениями, повторяя их два-три раза в зависимости от объема и сложности предложения. После окончания работы логопед еще раз прочитывает текст, а школьники проверяют и исправляют написанное.
Работа с деформированным текстом

Работу с деформированным текстом можно проводить с опорой или без опоры на наглядность.
Вариант 1.
Составление рассказа из деформированных предложений.
Предложения в беспорядке выставлены на доске. Учащиеся смот¬рят на них, после чего логопед задает во-просы, которые помогут в составлении рассказа: «С какого предложения надо начать рассказ? Почему? Почему другое предложение нельзя поставить первым? Ка¬кое из двух предложений надо поставить раньше? Почему?»
Ученики, пользуясь вопросами логопеда, располагают предложе¬ния в нужном порядке. По окончании вос-становления правильной последовательности лучшие ученики читают полученный рассказ.

Вариант 2.
Работа с деформированным предложением.
Ученик, вызванный к столу, достает из коробки карточку, где на¬писаны слова, с которыми надо устно со-ставить предложение. Если предложение составлено удачно, то учащийся записывает его на дос¬ке, комментируя каждое слово. Остальные пишут в тетради.

Анализ художественных произведений.
Невозможно сформировать у ребенка грамотную устную и пись¬менную речь, если он систематически не знакомится с произведени¬ями художественной литературы. Она воспитывает интерес и любовь к родному языку, обогащает словарный запас, учит стилистически правильным оборотам речи.
В рамках рассматриваемой темы рекомендуется чтение вслух прозаических отрывков, рассказов, стихо-творений, пересказ прочитан¬ного, ответы на вопросы по тексту. Очень полезно заучивать наизусть понравившиеся стихи и маленькие рассказы. Все перечисленные виды работ приносят особенно хорошие результаты, когда дети не просто читают и слушают, а вдумчиво анализируют прочитанное  с помощью логопеда.

Изложение
   Большая роль в системе работы, направленной на коррекцию и развитие письменной речи, принадлежит изложениям. Изложения способствуют формированию произвольного внимания, слухоречевой памяти и слухового восприятия. Постепенно у учащихся обо¬гащается словарный запас, появляются навыки связной речи.
   Основным в работе над изложением является составление плана. Планы могут быть полными и кратки-ми. Они строятся в виде вопро¬сительных, повествовательных и назывных предложений. На самых начальных эта-пах работы над изложением логопед предлагает уче¬никам готовый план. В дальнейшем учащиеся уже сами долж-ны со¬ставлять план — с данным видом работы они уже познакомились на уроках русского языка и чтения в на-чальной школе. Работа над пла¬ном может проводиться в следующем порядке:
1)  Деление текста на части: вначале под руководством логопеда, а затем самостоятельно. (Логопед может также предложить план, пункты которого не совпадают с последовательностью развития событий в тексте).
2)  Подбираются заголовки к каждой части. На каждый вопрос плана находится ответ.
3)  Чтение текста по частям и определение по данному плану, не пропущено ли что-либо в нем.
4)  К некоторым частям дать несколько вариантов заголовков.
5)  Работа над заглавием текста.
К текстам, содержащим описание времени года, можно дать зада¬ние составить графический рисунок. Эти картинки, раскрашенные цветными карандашами, затем сравниваются друг с другом, что по¬зволяет упражнять детей в описаниях-сравнениях.
Особое внимание во время работы над изложением должно быть уделено словарной работе.

Работа с авторскими словами
Школьникам, которые успешно справляются с заданиями и уп¬ражнениями, после работы над словообра-зованием, можно предложить работу с индивидуально-авторскими словами.
Знакомство с содержащими их художественными текстами обо¬гащает представления учащихся об эстети-ческих функциях языко¬вых средств (в данном случае — словообразовательных). Выполне¬ние такого вида заданий способствует решению обучающих проблем, связанных с активизацией морфемного канала восприятия. Учены¬ми установлено, что этот канал включается в нестандартной речевой ситуации, в которой требуется понять незнако-мое слово, опираясь на его морфемное строение. Поэтому в обучении необходимо уде¬лять повышенное внимание к структурно-семантическому анализу слова. Особенно это касается восприятия неологизмов, индивидуаль¬но-авторских слов, редко употребляющейся лексики и искусственно
созданных слов. При выполнении подобных заданий развиваются способности многоаспектного анализа слов на основе словообразо¬вательной модели.
При работе с текстами, содержащими индивидуально-авторские слова, логопед использует следующие во-просы и задания:
«Прочитай отрывок из произведения. Найди в нем новые слова, придуманные автором. Из каких слов они состоят? От каких слов они образованы? Объясни их значение. С какой целью, как тебе кажется, автор использовал именно эти, придуманные слова?» и т. п.
Подобный вид работы можно взять на вооружение и использо¬вать тексты, в которых заключены слова, придуманные современны¬ми авторами, в рамках других коррекционных тем. Такие задания де¬лают занятия нетра-диционными, веселыми. Они дают детям возможность поиграть и отвлечься от привычных стереотипов коррекци-онной работы.

Работа с загадками, скороговорками, пословицами
Невозможно сформировать грамотную устную и письменную речь ребенка, если систематически не читать вместе с ним художествен¬ную литературу, которая воспитывает интерес и любовь к родному языку, обогащает словарный запас, учит стилистически правильным оборотам. Преследуя эти цели, специалисты и родители могут пред¬ложить школьникам заучивать наиболее понравившиеся стихотво¬рения, отгадывать загадки, произносить ско-роговорки. Можно пред¬ложить детям вместе поразмышлять над смыслом пословиц, понаблюдать за природными изменениями, которые описываются в народных приметах.
Народные пословицы, поговорки, приметы усваиваются деть¬ми только тогда, когда их содержание отра-жает близкие школьни¬кам явления, такие как: «Мороз невелик, да стоять не велит» или «Береги нос в большой мороз». Поэтому во время наблюдений на прогулках можно использовать народные приметы, в которых хо¬рошо отражены доступные для детей связи в явлениях природы, например: «Дым столбом — к морозу», «Ласточки ле-тают низко — перед дождем».
Различные виды заданий можно включить в подвижные игры в помещении и на улице.