Эти данные могут послужить ориентиром для родителей при определении уровня развития собственного ребенка
до 6 мес. – издает отдельные звуки (фрикативные, гласные, заднеязычные); изменяет силу и высоту голоса, гулит (гу, гы); плачет-смеется;
6-12 месяцев - появляется лепет (слогоподобный, лепет «фразами»);
12 месяцев - слова, перемешанные с лепетом;
1 год 9 мес. – пользуется 2-словным предложением;указывает на 4 картинки; точно выполняет новое задание;
2 года – 3-хсловная фраза; активный словарь-100 слов; использует свое имя, когда говорит о себе; использует образец (при конструировании); сопоставляет по цвету; собирает из 3-х частей;
3 - 3,5 года – отвечает на вопрос «Сколько?» ( в пределах 2); узнает на ощупь знакомые предметы; показывает «большой-маленький, выше-ниже»; находит картинку, которая не подходит; называет 3-4 цвета; имитирует предложения из 4-5 слов; в спонтанной речи – высказывания из 2-3 простых предложений; выполняет простую инструкцию; дает сведения о себе; поет песни, рассказывает стихи; употребляет речевые формы вежливого обращения; начинает дифференцировать ед. и мн. число существительных; понимает предложно-падежные конструкции с предлогами НА, В, ПОД, ЗА; использует в речи предлоги НА, У, С; показывает предметы со сходными по звучанию названиями; реагирует на заданный звук.
3,5 – 4 года - знает, для чего используются вещи, группирует картинки; называет 2 круглые вещи; считает до5; подбирает геометрические фигуры; знает «день-ночь»; отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? Почему?; использует разнообразные предложения; использует глаголы прошедшего времени; четко произносит звуки «М, Н,П,Х,В,Г,Й».
4 - 4,5 года – называет круг, квадрат, треугольник; называет «сколько» в пределах 5; называет число ( 1-10); различает предметы по ширине, величине, длине, высоте ( путем прикладывания); понимает предложно-падежные конструкции с предлогами НА, ПОД, ПЕРЕД, ОКОЛО; выполняет 2-хступенчатую инструкцию; использует будущее время глаголов; повторяет предложения из 5-7 слов; называет предметы обихода, транспортные средства, части тела, части суток, времена года; дифференцирует формы ед. и мн. числа; использует прилагательные и наречия для обозначения величины, качества, цвета, свойства предметов; употребляет существ. в косвенных падежах без предлога; называет детенышей 4-5 животных; пересказывает знакомую сказку простыми распространенными фразами; задает вопросы о людях и законах природы; воспроизводит без ошибок простые двусложные слова ; повторяет пары слогов с оппозиционными звуками; выделяет в звуковом потоке заданный звук.
4,5 - 5 лет - дает 10 предметов по просьбе; решает простые примеры на сложение; сохраняет в памяти 5 предметов; называет антонимы по аналогии; говорит понятно полными предложениями; четко произносит звуки « С,З,Ш,Ж,Л»;
5 - 5,5 лет – группирует картинки по признаку (по принципу использования); решает простые примеры на сложение и вычитание; идентифицирует детали одежды, понимает значение существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, глаголов, образованных с помощью приставок У-, ВО-, ВЫ-, ЗА-, ПЕРЕ-; понимает условное предложение со словом « если»; появляются слова, обозначающие детали одежды, части машин, материалы, оттеночные цвета; правильно употребляет сущ. в Р.п. мн. числа согласует прилагательные с существительными в роде , числе; называет детенышей дом. и диких животных.; составляет рассказ по прочитанному тексту и серии из 2-3 сюжетных картин; *воспроизводит слова из 3-4 слогов со стечением согласных; повторяет пары слогов, различающиеся по твердости-мягкости, звонкости-глухости; выделяет заданный звук в звуковом потоке; *выделяет ударный гласный в начале слова;
5,5 – 6 лет – описывает сходство и различия; использует многократную классификацию; раскладывает 3 картинки в правильном временном порядке; рассказывает выдуманные истории; дает детальную информацию о себе; дает определения конкретным предметам; четко произносит звуки и звукосочетания «Р,ТП,КТ,ЛК».
6 – 6,5 лет – повторяет по памяти 10 слов; запоминает и рисует картинки; находит отличия на 2-х картинках; составляет квадрат из частей; определяет 4-ый лишний; называет число «больше», «меньше»; понимает грамматические формы (мама дочки, дочка мамы), смысл простых распространенных предложений; в активном словаре названия профессий, строительных инструментов, транспорта…; озвучивает выполняемые действия; воспроизводит фразы из 3-4 сложных слов; называет личностные характеристики людей (честный, справедливый, заботливый…); образует относительные и притяжательные прилагательные; подбирает синонимы и антонимы; использует диалогические формы речи; сравнивает предметы; использует простые распространенные предложения; называет признак предмета; использует предлоги В,НА,ЧЕРЕЗ,ПОД; составляет рассказ по серии сюжетных картинок ; определяет место звука в слове; выделяет начальный гласный в слове; анализирует ряд гласных;
6,5 – 7 лет – называет по памяти 10 слов; находит отличия; составляет узор по образцу; устанавливает простые аналогии; продолжает числовой ряд; решает задачи на 2 действия; делает звукобуквенный анализ слов; определяет Ь и Ъ; определяет количество слогов в слове; определяет время по часам; раскладывает сериацию из 6 картинок, составляет рассказ; пользуется сложноподчиненными предложениями; использует приставочные глаголы; использует уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных.