После новогодней елки в детском саду отец говорит сыну:
— Сынок, ты уже большой, должен понимать, что никакого Деда Мороза нет. Это был я.
— Да, я знаю. Ведь аист — это тоже ты.
Анекдот

Сегодня мы просто не представляем себе Новый год без елки, Деда Мороза, Снегурочки и салата "Оливье". Но оказывается, наш Дед не такой уж и древний старик. По крайней мере, еще до XIX-го века никто у нас о нем не знал.

Некоторые кровожадные историки и, наверное, большие не любители чудесного праздника уверяют, что наш добрый, дарящий подарки и любящий детей Дедушка – предок некоего злобного славянского божества Мороза или Морозко. Вот как его описывают: "Это низенький старичок с длинной седой  бородой и красным носом. Бегает он с поля на поле, с улицы на улицу и постукивает толстым посохом. От его стука трещат лютые морозы и реки покрываются ледяными мостами. А если случится ему задеть угол какой-нибудь избы, то там непременно треснет бревно". Даже мешок у него был, только не для подарков, а для детей, на которых он охотился. Брр, как-то не сильно он похож на нашего Дедушку, если уж они и родственники, то весьма далекие.

Но вот, в 1840 году В. Ф. Одоевский издает "Детские сказки дедушки Иринея", одна из которых "Мороз Иванович". Именно Мороз Иванович и стал прообразом нашего Деда Мороза: это статный седой старик с бородой, живущий в ледяных палатах и спящий на перине из снега. Он суровый, но справедливый, послушную, работящую девицу одаривает подарками, а ленивую гонит ни с чем.

Этот образ не смог поколебать даже "Мороз, Красный Нос", которого описал Некрасов в своей поэме в 1863 году. Это очень жестокий старикан, любящий "в глубоких могилах покойников в иней рядить, и кровь вымораживать в жилах, и мозг в голове леденить", которому ничего не стоит заморозить молодую вдову в лесу и оставить ее деток сиротами. Нет, не о таком  дедугане надо рассказывать детям.

Как только не называли доброго старика, одаривающего детей подарками: и св. Николай или Дедушка Николай, и добрый Морозко или Мороз, даже просто Старик, живущий зимой в лесу, был еще и Ёлкич… вот сколько имен было у всем нам известного Деда Мороза!

Но тяжело одному Деду и деток развлекать, и подарки разносить – тут без помощницы никак, вот и появилась у него внучка Снегурочка. В 1867 году А. Н. Афанасьев исследует народные сказки о Снегурочке в своем труде "Поэтические воззрения славян на природу". А в 1873 году А. Н. Островский, вдохновленный книгой Афанасьева, пишет свою знаменитую пьесу "Снегурочка". Сначала ее никто не понял – ни читатели, ни критики, ни даже Римский-Корсаков. Но позже, прочитав пьесу еще раз, знаменитый композитор увидел в ней необычайную поэтичность и захотел поставить по пьесе оперу, что и было сделано в 1882 году. Опера имела огромный успех, и с тех пор уже все знали, кто ж такая Снегурочка. И пусть, в опере и пьесе она погибает, все мы знаем, что на самом деле она просто ушла жить и помогать своему дедушке, в Страну вечной зимы.

В середине 20-х годов прошлого века началась антирелигиозная кампания в СССР. Почему-то под нее попали и елка вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой, но ничего взамен их придумать не смогли. Поэтому целых 15 лет бедные советские ребятишки не знали, что такое праздник Нового Года, пока 28 декабря 1935 года в газете "Правда" не вышла установочная статья секретаря ЦК КПСС П. П. Постышева, а следом за ней и решение ВЛКСМ: "В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый Год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев… Какие-то не иначе как "левые" загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею… Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец… устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах...".

Ура! Елка, Дед Мороз и Снегурочка были реабилитированы и с тех пор стали неотъемлемыми атрибутами Нового Года.