Это и забавно и грустно – вслед за психологами убедиться, что почти в каждом из нас есть что-то от робота… Но как на это ни реагируй, а факт остается фактом: подавляющее большинство людей в какой-то степени «запрограммировано» с ранних лет! – этот постулат доказан учеными еще около полувека тому назад.
А ты ли это? Наверняка среди ваших знакомых удастся припомнить такого, кто в ответ на любую оплошность готов разразиться нудными разборками. Найдется и такой, с которым приходится быть особенно предупредительным, потому что уже не раз проверено: он – человек обидчивый. Несомненно, попадаются в круге общения и такие, которые - чуть что – гневаются. И, конечно же, любой из нас знаком с людьми, которые от малейшей неудачи или замечания склонны впадать в самобичевания и депрессию…
Что ж, все мы люди, и несовершенства наши простительны. Но весь фокус в том, что, по наблюдениям психологов, одну и ту же реакцию на стресс, как правило, выдают одни и те же хомо-сапиенсы! У того, кто, как правило, гневается, не в привычке предаваться самокритике; легко и по любому поводу разражающийся слезами не склонен громогласно качать права; и так далее…
Возникает естественный вопрос: а точно ли всё это – реакции «хомо-сапиенса», человека разумного и в полном смысле слова - мыслящего? А мы ли сами сознательно и адекватно выбираем тот или иной свой ответ на жизненный вызов? Не напоминает ли такая однотипность реакций поведение робота?..
Вопрос не праздный. Еще в середине прошлого века психологи пришли к выводу, что в подсознании большинства взрослых работает «сценарная матрица», основанная на эмоциях, усвоенных ребенком в родительской семье. Ведь стереотипы поведения родителей в той или иной ситуации ребенок наивно воспринимает как единственно возможные и правильные. И в результате детские впечатления буквально «зомбируют» ничего не подозревающего человека на всю его жизнь…
В одной семье, когда назревает ссора, - мать, как правило, злится, а отец привычно «поджимает хвост». В другой – право «раскричаться» всегда за отцом, а мать оказывается «без вины виноватой страдалицей». В третьей домочадцы не ссорятся, а выражают недовольство, не разговаривая друг с другом целыми неделями… Ребенок же постепенно усваивает тот или иной семейный стереотип эмоционального ответа на стресс и затем «автоматом» выдает его в своей взрослой жизни, пребывая при этом в полной уверенности, что эта реакция - его собственный, естественный, оправданный и даже неизбежный эмоциональный ответ на те или иные обстоятельства.
Между тем, каждая из таких реакций («излюбленная эмоция») навязана человеку его детской памятью, закрепившейся привычкой – только и всего!
И тот же самый человек, который на крикливые претензии ближних автоматически отвечает, к примеру, ощущением своей вины и застревает в состоянии подавленности, - получи он воспитание в другой семье, - в аналогичных обстоятельствах как реакцию выдавал бы, например, злость и ответную агрессию.