Деятельность школьных психологов в России хотят ограничить законом. После череды инцидентов в учебных заведениях страны специалисты по защите прав детей обратились в Комитет по образованию и науке ГД с просьбой рассмотреть соответствующий законопроект. Эксперты требуют, чтобы любое психологическое воздействие на детей проводилось с согласия родителей и при соблюдении ряда требований.
Низкий уровень профподготовки школьных психологов на этой неделе обсуждался за круглым столом «Психология в школах – проблемы или решения?».
«Результатом непрофессионального вмешательства психологов становятся физические и психические отклонения у детей»
Эксперты, среди которых присутствовали ведущие специалисты по защите прав детей, практикующие психологи, юристы и правозащитники, сошлись во мнении, что за последние годы в России участились случаи неправомерных действий со стороны психологов и психологических служб в школах.
Ярким примером тому послужил фильм телекомпании «ТВ Центр» о психологическом эксперименте в школе №953 города Москвы. На кадрах видно, что после сеансов так называемой психологической разгрузки дети впадали в транс, с ними случались истерические приступы, а некоторым школьникам потребовалась медицинская помощь.
Не менее громкий скандал, связанный с работой школьных психологов, разразился и в Екатеринбурге. По утверждению родителей школьников, специалисты центра «Холис», которые, руководствуясь западными программами, обслуживали 40 школа города, под видом профилактики СПИДа развращали детей и пропагандировали распущенность.
К трагическим последствиям может привести и откровенный непрофессионализм так называемых психологов. Пытаясь компенсировать низкую зарплату, довольно часто школьные педагоги без соответственного образования, получают ставку психолога. В итоге страдают дети.
«Профессия психолога стала массовой в школах, при этом никто не может определить границы, за которые переступать нельзя. Психологи могут быть полезными, но только когда школа знает, зачем их приглашает», - рассказал газете ВЗГЛЯД д.п.н. профессор, председатель Совета директоров школ России Яков Турбовской.
По словам старшего преподавателя кафедры общей и экспериментальной психологии ГУ-ВШЭ, директора психологического центра «Диалог» Юлии Овчинниковой, в школах необходимо исключить прием на работу людей с психологическим образованием, полученным на «курсах» или в сомнительных вузах. А квалифицированным специалистам обеспечить хорошие условия работы.
«Необходимо изменить отношение школьной администрации к этой профессии, в первую очередь обеспечить психологов отдельными кабинетами для полноценной работы, отправлять на семинары, курсы повышения квалификации. Чтобы в школы приходили подготовленные кадры, с четкой перспективой роста», - рассказала в интервью газете ВЗГЛЯД Юлия Овчинникова.
Сейчас же ситуация плачевна. «К нам поступает много сообщений о непрофессиональном вмешательстве психологов, результатом которых становятся и физические, и психические отклонения у детей. Очень часто воздействие проводится втайне от родителей и здесь необходимо принимать конкретные меры», - заявила в интервью газете ВЗГЛЯД уполномоченная Гражданской комиссии по правам человека Софья Доринская.
- Мы предлагаем внести поправки в закон об образовании, которые регламентировали бы работу психологов. Главное условие - любая работа психолога с ребенком должна проходить после письменного согласия родителей».
По словам юриста в сфере защиты прав детей Ольги Будаевой, в настоящее время ни один закон или подзаконный акт не регламентирует деятельность психологов в школах.
По итогам обсуждения участники круглого стола подписали резолюцию-обращение к членам Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ с просьбой рассмотреть законопроект, который бы четко регламентировал работу психологов в школах.
«Любое психологическое воздействие на детей должно проводится на законных основаниях и только с письменного согласия родителей, у которых, кстати, должна быть возможность отказаться от услуг и рекомендаций психолога без последствий и ущемления прав ребенка», - заключила Софья Доринская.