Вы никогда не задумывались над тем, почему Вам (или Вашему другу) нравятся Остап Бендер, папаша Мюллер или, скажем, Волк из "Ну, погоди", а вот княжна Марья или Джейн Эйр, наоборот, раздражают? Ну, или просто оставляют равнодушными. На этот счёт психологи,социологи и другие "-ологи" давно знают ответ на этот вопрос. Вернее, этих ответов много, и, что самое удивительное - все правильные.
Ответ №1.
Оказывается, мы не любим тех, кого нам ставят в пример. Нас ещё в школе начинает бесить формулировка сочинения: "За что мне нравится Катерина?" (имеется в виду пьеса А.Н. Островского "Гроза") А она мне (и многим из вас) вовсе не нравится! А вот Кабаниха из той же пьесы вполне колоритная сволочь. Нас с самого раннего возраста учат, что Золушкой быть хорошо, а её сестры - бяки и что надо очень много трудиться и годами спать на чердаке, чтобы потом тебя полюбил Принц или ещё какой-нибудь олигарх с особняком и аквапарком на крыше оного. Нас бесят все эти примерные персонажи, как бесят примерные одноклассники. Поэтому мы подсознательно (и - сознательно) тянемся к тем, кто этих примерных мутузит - мы таким образом "мстим" навязанному положительному персонажу.
Ответ №2.
Мы жалеем "плохого" , ибо нам кажется, что "хорошему" всё равно достанется и полцарства, и прочий цирк с конями, а если учитывать, что в книгах часто "добро побеждает зло", то побеждённый, избитый, изгнанный, заплёванный, не пропущенный в Рио-де-Жанейро (нужное - подчеркнуть) отрицательный персонаж достоин нашего сочувствия.
Большинству из нас хочется, чтобы милый Волк наконец-то сожрал глумливо-прилизанного Зайца. Многим из нас жалко поверженного гада-Наполеона (а некоторым ещё и Гитлера). А кое-кому - Карла XII. Вот лично мне хочется, чтобы гад Фридрих Великий победил в Семилетней войне!!!
Ответ №3.
Отрицательные герои всегда гораздо более колоритны. Почему это происходит? Вовсе не потому, что в реальной жизни пахан завсегда интереснее профессора математики, а потому что автор при создании "бяки" никогда не наступает на горло собственной песне - он даёт своей фантазии разгуляться по полной программе. Особенно это видно в книгах и кинофильмах советского периода. Как правило, лучше всего оказываются выписаны не картонные комсомольцы-добровольцы, а НЭПманши или фашисты.
Лукреция Борджиа или Екатерина Медичи куда интреснее, чем тусклые дамочки, типа Марии Лещинской (жены Людовика XV) или Марии-Терезы (жены Людовика XIV).
Положительный герой почти всегда выписан по канону. Он, в конечном итоге, похож на своего положительного собрата из другого произведения другого автора. Отрицательные же всегда разные. Даже, если нам очень не нравится тот или иной отрицательный персонаж (например, Барбара Крайн из "17 мгновений весны"), всё равно её "линия" смотрится с интересом.
Многие девочки, увлечённые Тюдорами, признаются, что не выносят Генриха VIII, но интересуются его личностью и всей этой свистопляской с жёнами. Причём, наибольший интерес представляют не Екатерина Арагонская, Анна Клевская и Катарина Парр (ну, очень порядочные дамы), а "ведьма" Энн Болейн и "распутница" Кэт Ховард.
Ответ №4.
Как известно, положительный герой всегда что-нибудь претерпевает - его отправляют в тёмный и сырой работный дом, его бьют мачехи и чужие дядьки, его пытают фашисты, его убивают на дуэли (хотя, он и был прав), его называют сумасшедшим и он в отчаянии кричит: "Карету мне, карету!" В общем, жизнь положительного героя полна унижений и всяческого горя. Так вот. Мы не хотим быть на месте положительного героя. Нам нафиг не нужен никакой призовой Принц после многолетней изнуряловки. Нам больше хочется быть золушкиными сёстрами, которые и после сестрицыного триумфа не пошли побираться. Ну, не хотим мы быть Крошечкой-Хаврошечкой и всё тут!
Лирическое отступление-1: Плохой-Хороший персонаж.
Однако не всё так просто, и авторы, когда хотят создать что-нибудь приключенческое, намеренно наделяют своего положительного героя массой "отрицательных" качеств. Например, Незнайка, д`Артаньян, Оливер Твист, Пеппи, Том Сойер, Денис Кораблёв, Швейк, Анжелика - все эти положительные герои "родом" из нашего детства и нашей юности, отнюдь, не паиньки и это намеренно подчёркивается авторами. Потому что тусклый Знайка при всех его очках и заумностях, неинтересен читателю. Он попросту не способен на приключение. Вот лично вы хотели бы дружить со Знайкой? Я - нет.
...И резкий, грубый и где-то даже аморальный Глеб Жеглов в 1000 раз интереснее правильного Шарапова. Не находите?
Ответ №5.
Отрицательные герои часто не лишены обаяния. Например, О.Бендер, Джек Воробей или фашисты из "Мгновений". Большинству всё-таки хочется, чтобы Остап нашёл бриллианты в стульях. Есть даже такое понятие, как "обаяние зла". Многим артистам нравится играть именно гадов, например, Яго или Бабу-Ягу. А сколько обаяния в одном из главных злодеев мировой литературы - кардинале Ришелье...
Ответ №6.
Многие отрицательные персонажи - комичны. Это добавляет им баллов. Например, Марфушка из "Морозко" или Плюшкин. Нам нравится их высмеивать, поэтому мы с интересом наблюдаем именно их "линию". Нам весело читать про дуру - Эллочку, мы радуемся при виде Маньки-Облигации и её друзей-рецидивистов, типа Кирпича или Копчёного.
Ответ №7.
Очень часто отрицательный герой обладает притягательной внешностью , например, Миледи, Драко Малфой или Элен Безухова. Уголовник Фокс тоже хорош собой. Часто автор противопоставляет красивого-отрицательного героя некрасивому-положительному. Например, Шарлотта Бронте сознательно наделяет Джорджиану Рид и Бланш Ингрэм ослепительной красотой, тогда как Джейн Эйр - типичная "серая мышка". Жорж Санд делает свою добродетельную Консуэло - смуглой худышкой, а её врагиню - Кориллу, напротив, пышной прекрасной blondie. Точно также, как неказистая девочка Наташа Ростова противопоставлена блестящей Элен.
Из той же серии - противопоставление красивых, чисто вымытых, одетых в очень привлекательные мундиры, фашистов и запылённых, небритых советских воинов...
Ответ №8.
Плохой часто нравится потому, что он... - плохой. Нонконформистам часто доставляет удовольствие любить что-нибудь гадкое (я не имею в виду тёплую водку и потных женщин). Например, лично знаю ребёнка, который (к неудовольствию родных) говорил всем: "Я - чечен". Другой ребёнок подался в "готы", чтобы насолить чинным родителям.
Один мой знакомый в своё время заявлял, что он - сатанист только для того, чтобы противопоставить себя набожной и тихой матери. Причём, сатанистом он не был и не знал, что это такое. Просто кто-то когда-то ему сказал, что именно таким образом можно довести до белого каления любого православного. Следуя такой нехитрой логике, молодёжь в XVIII веке козяряла своим вольтерьянством, в XIX - ницшеанством, в XX - чегеварством и так далее...
Сказать всем: "А я люблю Чезаре Борджиа!" - это вызов обществу. Это щекочет нервы...
***
В общем, ответов много и, возможно, у Вас есть свой, персональный ответ на вопрос, почему Уилл Тёрнер нравится всё-таки меньше, чем Джек Воробей?