Готовых рецептов и моделей воспитания не существует. Но прислушаться время от времени к советам специалистов следует. Ведь в воспитании детей родители нередко допускаются грубых ошибок, которых могло бы и не быть, если бы взрослые имели за привычку пересматривать специальную научно-методическую литературу, посещать консультации у педагогов и психологов.
Сегодня вас консультирует Александр КОЧЕРГА, зав. кафедры дошкольного и начального образования Киевского городского педагогического университета им. Б. Гринченко.
Прежде всего, поверьте в уникальность и неповторимость своего ребёнка. Он не является точной копией вас самых. Итак, не следует требовать от сына или дочурки реализации ваших жизненных программ и достижение ваших целей. Предоставьте ребёнку право прожить свою жизнь так, как стремится именно он.
Принимайте ребёнка таким, которой он есть. Со всеми недостатками, слабостями и достоинствами. Опирайтесь на сильные стороны его личности.
Не стыдитесь демонстрировать ребёнку свою любовь. Пусть он поймёт, что вы будете любить его при любых обстоятельствах.
Не бойтесь "залюбить" малыша: берите его на колени, смотрите в глаза, обнимайте и целуйте ребёнка (конечно, если он сам того желает). Тем не менее, следите, чтобы ваша любовь не превратилась в вседозволенность и безнадзорность. Установите чёткие границы и запреты (желательно, чтобы их было немного) и сурово придерживайтесь их. Но в этих границах дайте ребёнку возможность действовать свободно.
Чаще используйте ласку как средство воспитательного влияния и поощрение, чем наказание и осуждение.
Наказание: "за" и "против"
Не спешите подвергнуть наказанию. Старайтесь влиять на ребенка просьбами (которые, конечно, отвечают его возрасту и возможностям). Это наиболее эффективный способ что-то объяснить.
Прибегать к наказаниям следует лишь в крайней мере. Наказание должны отвечать поступку, и ребёнок должен понимать, за что его наказывают. Чрезмерное наказание может отрицательно сказаться на психическом и физическом здоровье ребёнка. Итак, прежде чем обратиться к такой воспитательной мере влияния, взвесьте сто раз все за и против.
Сделать правильный выбор вам поможет эта памятка.
Наказание — серьёзное покушение на физическое и психическое здоровья ребёнка.
Даже если ребёнок провинился, не забирайте у него подарков, которые он перед тем получил. Не оставляйте его без похвалы или вознаграждения, если он их заслужил уже после того, как провинился.
Не наказывайте ребёнка с опозданием. Лучше уже не наказывать совсем, ведь запоздалое наказание не даёт малышу возможности исправиться.
Не напоминайте ребёнку о его "старых грехах". Не мешайте ему "начинать жизнь сначала". Наказанный - извинённый. Инцидент исчерпан!
Независимо от степени вины и полноты осознания ребёнком своей ошибки, он не должен воспринимать наказание как свидетельство преимущества вашей силы над его слабостью, как унижение его достоинства.
Ребёнок должен бояться не наказания, а того, что вас огорчит его поступок, вашего отчаяния через необходимость прибегать к такому воспитательному моменту.
Шведскую детскую писательницу Астрид Линдгрен всегда беспокоило жестокое отношение родителей к своим детям. "Сколько детей получили свои первые уроки насилия от тех, кого любили, - от собственных родителей - и потом понесли эту "мудрость" дальше, передавая её из поколения в поколение!" - писала писательница. На подтверждение того, что наказание - чрезвычайно трудное испытание для ребёнка, Астрид Линдгрен рассказала довольно поучительную историю, услышанную от одной женщины.
"Когда-то люди считали, что воспитание без розги невозможно. Сама женщина в это не очень и верила. Тем не менее, однажды её маленький сын очень провинился. И ей тогда показалось, что он заслуживает на наказание. Женщина приказала мальчонке пойти и самому сорвать розгу. Тот пошёл, и его долго не было. В конце концов, он возвратился весь в слезах и сказал: "Розги я не нашёл, но вот тебе камень, который ты можешь в меня бросить". И мать расплакалась, так как вдруг увидела всю ситуацию глазами ребёнка. Мальчик, наверное, раздумывал: "Если и мать хочет сделать мне больно, для этого подойдёт и обычный камень". Женщина положила тот камешек на кухонную полочку, где он и оставался много лет подряд как вечное напоминание об обещании, которое дала тогда женщина самая себе: "Ни одного насилия!"
Так, взрослые должны забыть о насилии относительно детей. Жестокие методы воспитания унижают личное достоинство малыша, приводят к серьёзным психологическим стрессам. А современному малышу и так приходится жить в условиях повышенного стресса. Родители по обыкновению не учитывают отличие между тем, как они воспринимают мир, и как его воспринимает ребёнок. Они практически удручают его лишней информацией и непосильными для него эмоциональными и физическими нагрузками. Все это не минует для ребёнка бесследно: у современных малышей появляются такие "взрослые" заболевания, как бессонница, язва, колит, мигрень. Есть над, чем задуматься, так ли?
Причиной неадекватного поведения ребёнка, психических разладов могут стать даже ежедневные бытовые разговоры родителей с малышом. Ведь большинство взрослых часто совсем не учитывают мелкие замечания и выражения, которые по обыкновению используют в своей речи, общаясь с ребёнком. А именно эти "мелочи" иногда очень сильно влияют на ребёнка и способны сформировать у него стойкий негативизм относительно родителей.