Третий год жизни ("как,уже?") это переходный год от ясельного к младшему школьному возрасту,поэтому очень важно уделить ему особое внимание.Правда и возможностей для развития становится больше.Легче усваивается новая информация,буквально одно-два объяснения необходимы для запоминания.Важно,чтобы ребенок не только усваивал новые слова,но и учился правильно их употреблять.Начинается время вопросов,будте готовы давать простые ответы,подкрепляя их картинками(для закрепления зрительных образов).

занятие:

-убираем из нашей речи лепетные и звукоподражательные слова,вместо "бибика" говорим "машина",вместо "бух" - "упал".
-помните наши занятия на прогулке?продолжаем заниматься,увеличивая количество информации.Теперь мы говорим:"это дерево сосна,а это пальма",показываем различия...
-рассказываем ребенку не только о предметах,но и об их составных частях:"Это дом.Смотри,у дома есть крыша,окна,стены,двери."Предоставьте ребенку возможность сравнить предметы по величине,цвету,форме:"У этого дома окна большие,а вот у этого маленькие".
-обеспечте малышу общение со сверстниками(на детской площадке,например).В игре дети становятся более общительными.
-в этом возрасте ребенку недоступен подтекст,поэтому все фразы нужно произносить в однозначной формулировке.
-не стоит увлекаться количеством игрушек,гораздо важнее качество игры с ними.Из игрушек можно собрать тематические наборы:юный доктор,парикмахер,повар... Играя с ребенком,дайте волю его фантазии и не забывайте комментировать,вместе проговаривайте все происходящее.Также во время игры учитывайте эмоции,так например,зайка,пришедший на прием к доктору,может поплакать или кукла после посещения парекмахерской может порадоваться новой прическе...
-используйте в речи больше глаголов.У ребенка уже есть запас "предметов",теперь учим действия с этими предметами.
-ребенок в этом возрасте еще не способен обобщать,так что не расстраивайтесь если малыш не способен объеденить вместе кошку,собаку и барашка под словом "животные".Возможен также и обратный вариант:кепка,шапка и панамка называются общим словом "шапка".
-запаситесь карточками,по ним хорошо изучать такие темы,как "где чья мама","кто где живет".Можно рассматривать детали рисунка,задавать вопросы.
-также полезны карточки в изучении цветов - можно сортировать их по цветам,а затем называть эти цвета.
-хорошо читать детям книжки с красочными картинками.Читая,не забывайте делать паузы в конце фразы,давая таким образом ребенку возможность вставить окончание слова или фразы и поучаствовать в чтении.
-не забывайте похвалить ребенка,не поленитесь повторить за ним особенно удачно произнесенное слово или фразу.Не забывайте,то, что кажется нам легким,для малыша тяжелый труд.
-можно начинать играть в "загадки".Начните с простых,ответ на которые прячется в самом условии:

Раньше всех встает,
"Кукареку!" поет.

Зелены мы, как трава,
Наша песенка:"Ква-ква".

если разгадка долго не находится,можно прибегнуть к помощи картинок или игрушек.

-начинаем знакомить ребенка с грамматикой.Для начала,выучим множественное число.То есть:книга-книги,нога-ноги.Для этого воспользуемся игрушками,картинками,предметами домашнего обихода.Только не пытайтесь выучить все за один раз,помните,у нас есть время,главное,не перегружать ребенка и не превращать игру в нудный урок.
-потихоньку начинаем знакомство с предлогами:"положи ложку НА стол","поищи тапочки ПОД стулом".Разложите игрушки по разным местам,а затем вместе собирайте,комментируя происходящее.
-если ребенок говорит тихо или неразборчиво,не изводите его постоянным одергиванием,переведите проблему на себя:"Извини,малыш,я отвлеклась и не расслышала.Повтори еще раз,пожалуйста".
-продолжаем развивать речевое дыхание и делать гимнастику губ и языка(как я описывала в прошлых статьях).
-отвечая на вопросы ребенка,не увлекайтесь излишними подробностями.На вопрос "Что такое дворец?",не надо рассказывать об архитектурных различиях дворцов разных эпох,достаточно просто сказать "Дворец это такой дом,в котором живет король(принц,принцесса)".Можно показать картинку дворца.

Именно на третьем году речь ребенка развивается очень быстро,словарный запас может увеличится в 5 раз.В такое время у ребенка может появится повтор звуков,слогов,слов.Часто родители впадают в панику,думая что это заикание.Но это не заикание,а повторы.У одного ребенка повторы могут проявляться в одной ситуации,у другого в другой,могут продолжаться некоторое время,до полугода...Что же делать?Прежде всего не паникуйте,не торопите ребенка и не просите его говорить помедленней или вообще молчать.Выслушайте ребенка спокойно,с улыбкой,не забывайте хвалить.Не заостряйте его внимание на этих повторах.И помните:что бы не случилось,мы любим малыша и принимаем его таким,какой он есть.Нет ничего хуже,чем выражение недовольства,раздражения или неловкости на вашем лице,когда вы слушаете своего ребенка.

Итак,чего мы достигли за этот год:

-ребенок часто задает вопросы
-пользуется предложениями из двух или трех слов
-высказывает свои мысли,впечатления
-договаривает слова при чтении
- имеет запас в 1000 слов
-понимает значение предлогов и множественного числа
-знает 2 цвета.