Учитывая тот факт, что ребёнок нередко впервые встречается с психологом, лишь при поступлении в школу, можно предложить специальную самопроверку для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, разработанные американским психологом Джеральдиной Чейпи, смогут сделать это сами.

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАНИЯ
1. Владеет ли ребёнок основными понятиями, например: правый (левый), большой (малый), в (из)?
2. Способен ли ребёнок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут?
3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
4. Может ли ребёнок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
5. Может ли ребёнок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

ОЦЕНКА БАЗОВОГО ОПЫТА РЕБЁНКА
6. Приходилось ли ребёнку сопровождать Вас на почту, в сберкассу, в магазин?
7. Был ли малыш в библиотеке?
8. Приходилось ли ребёнку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
9. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
10. Проявляет ли ребёнок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

ОЦЕНКА ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ
11. Может ли ребёнок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
12. Легко ли ребёнку отвечать на вопросы взрослых?
13. Может ли ребёнок объяснить, для чего служат различные вещи: щётка, пылесос, холодильник?
14. Может ли ребёнок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
16. Чётко ли ребёнок выговаривает слова?
17. Правильна ли речь ребёнка с точки зрения грамматики?
18. Способен ли ребёнок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?
19. Выглядит ли ребёнок весёлым (дома и среди товарищей)?
20. Сформировался ли у ребёнка образ себя как человека, который многое может?
21. Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
22. Способен ли ребёнок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
23. Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
24. Соблюдает ли он очерёдность, когда этого требует ситуация?
25. Способен ли ребёнок слушать других, не перебивая?

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
26. Хорошо ли ребёнок слышит?
27. Хорошо ли он видит?
28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
29. Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
30. Выглядит ли ребёнок бодрым и увлечённым?
31. Выглядит ли ребёнок здоровым, сытым и отдохнувшим?

ЗРИТЕЛЬНОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ
32. Может ли ребёнок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, не похожую на остальные?
33. Может ли ребёнок различать буквы и короткие слова, например б\п, кот\год ?

ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
34. Может ли ребёнок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трёх картинок, а затем одну убрать?
35. Знает ли ребёнок своё собственное имя и хотя бы шесть – восемь названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
36. Способен ли ребёнок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
37. Понимает ли ребёнок, что читают слева направо?
38. Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
39. Может ли малыш интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?

УРОВЕНЬ СЛУХОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
40. Может ли ребёнок рифмовать слова?
41. В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес\вес ?
42. Может ли ребёнок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
43. Способен ли ребёнок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

ОЦЕНКА ОТНОШЕНИЯ К КНИГАМ
44. Возникает ли у ребёнка желание посмотреть книги самостоятельно?
45. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
46. задаёт ли ребёнок вопросы о словах?