Итак, мама или папа попросили ребенка нарисовать свою семью. Ребенок долго трудился и, наконец, радостный прибежал к родителям с изрисованным листочком бумаги. Конечно же, такое замечательное произведение не понравиться не может. Не забудьте похвалить художника и обсудить с ним нюансы произведения. А после этого внимательно рассмотрите рисунок.
Пространство бумажного листа – своеобразный аналог жизненного пространства ребенка. Компоновка персонажей, их наличие, размер и взаимные пропорции отражают то, каким образом ребенок видит свое место в жизни, какую нишу в его душе занимает тот или иной член семьи.
Мелкие фигурки говорят о заниженной самооценке. Если они скомпонованы в верхней части листа, оставляя его основную часть чистым, это означает, что ребенок недоволен своим нынешним положением и стремится его улучшить. Размещение «мелочи» внизу «холста» свидетельствует о сочетании низкой самооценки и такого же уровня притязаний.
Чем большее место в душе ребенка занимает тот или иной родственник, чем он авторитетнее, тем большим в сравнении с изображениями других членов семьи он будет выглядеть на рисунке.
Расстояние между персонажами рисунка связано с их духовной близостью друг другу. По крайней мере, с тем, как ребенок воспринимает их взаимоотношения. Мама и папа по разным углам и котенок у самых ног сынишки – характерные «симптомы» семейной «болезни».
Обилие предметов, при явном недостатке людей – тревожный признак. Наверное, в семье главное не эмоции и душевное состояние, а вещи и материальный достаток. Ребенку не хватает внимания и родительской любви.
Нарисованное в углу солнце – типичный сюжет. Солнце – символ тепла и благополучия. Если между ним и малышом находится кто-то еще, это означает что этот «кто-то» в реальной жизни мешает ребенку чувствовать себя комфортно и защищенно.
Отсутствие кого-то на рисунке не объясняется недостатком места на «холсте» или забывчивостью юного дарования. Дело в другом. Скорее всего, ребенок безразличен к «пропаже» или даже испытывает неприязнь. Возможно папа – «машина для зарабатывания денег», совсем не интересуется своим чадом. Или младшая сестренка занимает все (по мнению рисовальщика) внимание родителей и вызывает ревнивые чувства.
Если на рисунке нет самого автора – это очень тревожный показатель. В сложившихся семейных отношениях ребенок просто не находит себе места и чувствует себя лишним и чужим.
Иногда можно встретить на семейном рисунке сказочных персонажей: волшебников, фей, Деда Мороза и т.д. В детских фантазиях находит выход скрытая неудовлетворенность. Поговорите с малышом, выясните, в чем причина.
Поиски информации о каких-то семейных тайнах отражаются в рисунке закрытыми дверьми и зашторенными окнами, замками, застегнутой на все пуговицы одеждой и т.п. Ребенок догадывается, что от него что-то скрывают, но не знает где искать ответы на важные для него вопросы.
У вас дома есть кошка? Птичка? Никого нет?! А на рисунке есть. Значит, малыш хочет быть кому-то нужным. Ему требуется объект заботы, который в семейной иерархии стоял бы несколькими ступеньками ниже.