Игра "Магазин".
Сделать надписи: "Магазин", надписи отделов, ценники с надписями товаров.
1. Ребенок - продавец. Магазин закрыт. У ребенка карточки-ценники и "товар". Задача: разложить "товар" по полочкам, поставить ценники в соответствии с товаром (для маленьких - с помощью мамы или папы). Записать количество товара (для маленьких - с помощью счетных палочек).
2. "Прием товара". Ребенок - продавец, мама (папа) - поставщик. Поставщик привозит новый товар, продавец принимает, пересчитывает, расставляет по полочкам, договаривается о поставках таким образом, чтобы товара было равное количество, т.е. посчитать разницу.
3. Ребенок - продавец, родитель - покупатель. Тут все ясно. Желательно называть разное количество товара (в зависимости от возраста). Можно усложнить задачу: "Нет, я перепутала, мне надо не три карандаша и пять книжек, а пять книжек и семь карандашей". Ребенок считает сумму, называет, выписывает "товарный чек", получает деньги, дает сдачу.
4. Ребенок - покупатель, родитель - родитель. Мама посылает ребенка "в магазин" (в другую комнату, где расположен товар) со списком (в зависимости от возраста). Например: "Купи, пожалуйста, четыре книжки, два медвежонка и три карандаша: красный, синий и зеленый".
5. "Переучет". Подсчитать остаток товара, сравнить с записаным ранее товаром и подсчитать разницу. Выяснить, какого товара куплено больше, какого меньше. Заказать "поставщику" на завтра нужное количество товара (с учетом "спроса", объяснить ребенку, что это такое). Пересчитать "выручку" и сдать "инкассатору" (маме).
Для маленьких, конечно, надо упростить задачи и начинать с малого, постепенно усложняя.
Дополнения:
Чтобы "подвинуть" ребенка к сравнению количества в игре , надо попросить товара больше, чем имеется в "магазине".
6. "Поставщик" привозит товар, но неправильное количество. Ребенок должен
пересчитать и выяснить сколько "поставщик" "недодал" или "передал" товара. Для этого товар должен быть заранее записан.
7. Ребенок - поставщик, родитель - продавец. Все то же самое, но наоборот. Для маленьких деток можно пользоваться готовыми карточками с цифрами, для того чтобы "записывать" количество товара, большие дети могут записать.
8. Можно "продавать" геометрические фигуры, например, "три зеленых квадрата, один красный треугольник и пять желтых овалов", далее кубы, пирамиды, цилиндры и т.п.
9. Выложить игрушки, вещи, все, что есть на "прилавки". Положить буквы (карточки, магнитную азбуку и т.д.) в пакет. Игроки вытаскивают буквы по очереди и называют. Они могут "купить" тот предмет, название которого начинается с вытянутой буквы. Для посчета "купленных" вещей можно воспользоваться счетами.