Rambler's Top100

РазУмейка-методики раннего развития и обучения детей.

Объявление

Наш форум представляет собой прекрасное пособие для будущих мам и пап, а также для молодых родителей. В нем есть практически все, что нужно знать о беременности и родах, послеродовом периоде, а также о самом главном - развитии, воспитании и здоровье малыша первых лет жизни.
Научиться рисовать может каждый! С 21 по 27 февраля на 'этом сайте http://emoroz.ru/ проводится БЕСПЛАТНЫЙ Мастер-Класс \"Талант за 7 Дней!\" Вы будете рисовать у себя дома в комфортной обстановке! Каждый день сначала будет краткая теория, потом — практика! Всего за 7 Дней Вы откроете в себе Художника! Даже, если Вы никогда раньше не умели рисовать! Спешите, количество мест ограничено!
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь. Есть скрытые темы для гостей. .

Internet Map КЛИКАЙ НА ДОМ. ТВОЙ КЛИК ВАЖЕН. И ОН ПОЯВИТСЯ НА КАРТЕ. ПОМОГИ НАМ НАЙТИ ПРИСТАНИЩЕ


ВОТ ЭТО И ЕСТЬ ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ,,,!!!


Страна Мастеров

ФОТОКОНКУРСЫ


Игрушки для взрослых

Комната отдыха
Поворчалки, поболталки и прочие занудства
Хочу похудеть

Хочу быть красивой

Хочу быть здоровой

Хочу быть стильной

Хочу отдохнуть

Хочу Уют в доме

Хочу Вкусненького РЕЦЕПТ НЕДЕЛИ Rambler's Top100


ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ и РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА

Что такое раннее развитие детей.

Словарь родителя раннего развития

Обзор методик развития М. Монтессори-методика:

СТРОНИЧКА ЛОГОПЕДА

НАША Библиотека

Детские презентации

ФИЗМИНУТКИ НОВЫЙ РАЗДЕЛ "ДЕТСКИЕ ПОДЕЛКИ
О ДЕТСКОМ ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ г. ВИДНОЕ "РАЗУМЕЙКА" тел 547-07-81 : 410-04 75



ЗАПИСЬ В ЦЕНТР тел 547-07-81 : 410-04 75

Занятия по рисованию тел 547-07-81 : 410-04 75

Занятия по лепке

Учимся читать

Учимся считать

ЗАНЯТИЯ на КАЖДЫЙ день

ФИЗМИНУТКИ


Дела семейные

БЕРЕМЕННОСТЬ. РОДЫ



Уход за ребёнком. Календарь развития ребенка до г

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Консультации психолога

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Консультации психолога

Психолог компании "РАЗУМЕЙКИ окажет вам и вашему ребенку следующие виды психологической помощи:

проконсультирует вас по вопросам воспитания детей,

поведенческих нарушений ребенка и возникающих при этом сложностей во взаимоотношениях с ним;

поможет восстановить гармоничные взаимоотношения родителей и детей;

определит актуальный уровень развития основных навыков и умений малыша (от 1,5 месяцев до 5 лет), его индивидуальные особенности, основываясь на ваших наблюдениях;

составит индивидуальную программу игр и упражнений для ребенка, соответствующую его актуальному уровню развития и учитывающую индивидуальные особенности ребенка.

Психологическая диагностика

Психодиагностическое исследование сопровождает весь образовательный цикл детского центра и включает в себя:

1. Предварительную диагностику, цель которой – исследование психо-физиологических особенностей детей. Собранная в результате этого этапа информация позволяет не только построить индивидуальный маршрут развития ребенка, но и выявить его потенциальные возможности (задатки и способности), преобладающий тип познания окружающего мира, особенности межполушарной асимметрии и другие индивидуально-типологические особенности, а также возможные отклонения в развитии для своевременной их коррекции.

2. Текущее психодиагностическое исследование требуется для выработки рекомендаций педагогам и родителям, разработки и включения в процесс занятий дополнительных развивающих заданий, а также может служить основанием   для назначения индивидуальных занятий и консультаций.

3. Итоговая диагностика - позволяет оценить те изменения, которые произошли в области познавательных способностей и личностной сфере детей за год. Заключительное исследование помогает педагогам и родителям оценить успешность применяемых методов обучения и воспитания.

0

2

Оценка развития ребенка до 16 месяцев (шкала KID-R)

Оценка развития детей до 16 месяцев по русифицированной шкале KID Инструкция для родителей по заполнению бланков

1. Условия применения шкалы.

Шкала пригодна для оценки уровня развития младенцев 2-16 месяцев. Младенцев до 2 месяцев еще рано оценивать по шкале KID, а ребенка старше 16 месяцев имеет смысл оценивать, если очевидно, что он сильно отстает в физическом или психическом развитии. Свободно бегающего ребенка со словарным запасом около десятка слов нельзя достоверно оценить по шкале KID.
Заполнять бланки - Анкету и Ответный лист - должен человек, который общается с ребенком большую часть времени и практически ежедневно: как правило, мать, бабушка или отец, а также домашняя няня или воспитатель в доме ребенка. Никаких специальных знаний не требуется: достаточно правильно понимать инструкцию и вопросы.
2. Заполнение Анкеты.
В Анкете заполняются графы "фамилия-имя", "дата рождения", "дата заполнения", "адрес", "телефон", "на какой неделе родился", "число детей в семье", "возраст родителей"; в остальных случаях нужно из перечисленных вариантов ответа выбрать подходящий, выделив его жирным шрифтом.
Фамилия и имя должны быть четко написаны, лучше печатными буквами, иначе в случае повторного тестирования ребенок может "потеряться".
Даты необходимо заполнять по форме: (число месяца)/(номер месяца)/(две последние цифры года); например, 17 февраля 1996 г нужно записать в виде: 17/02/96.
Пожалуйста, очень внимательно проверьте, правильно ли Вы написали дату рождения и дату заполнения теста! При любой ошибке в датах результаты теста будут неверными.
Не забывайте указать, на какой неделе родился ребенок (нормально - на 40-й). Это важно и учитывается при определении отставания в развитии, поскольку нормально развивающийся недоношенный ребенок может несколько отставать от своих доношенных сверстников - на самом деле он младше их.
Возраст родителей указывайте в годах; не пишите вместо возраста год рождения.
Если основной воспитатель ребенка - бабушка или няня, ее возраст и образование нужно указать в соответствующей табличке; если же основным воспитателем указаны только мать или отец, то только их возраст и образование должны быть указаны в табличке, а столбец "воспитатель" не заполняйте. В вопросах, предполагающих вариант ответа из нескольких возможных, выделите подходящий жирным шрифтом.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Фамилия, имя ребенка:__________________________________________(пишите четко!)

Дата рождения ребенка: __/__/__/     (день/месяц/год, например:-17/02/96)

Дата заполнения листа: __/__/__/

Пол ребенка:    м   |  ж

Адрес: ________________________________________________________ Телефон:__________     
Электронный адрес:_______________________________________________________________
Кто заполняет тест:
1-мать                                                   2 - отец                                  3 - бабушка
4 – другой член семьи                                                                                 5 - няня, воспитатель и др.

На которой неделе беременности родился ребенок:________________

Какие роды:                1 – нормальные                                     2-осложнения для ребенка
                                     3 - осложнения для матери                  4 – осложнения для обоих

Состояние ребенка:    1-здоров                                         2-полностью выздоровел после             
                                                                                                 тяжелой болезни
                                     3-ослаблен после тяжелой            4-физически болен
                                         болезни                                                             

Бывают ли судороги:    да    |    нет

Где воспитывается ребенок: 1 - в семье                                  2-в семье и яслях/садике
                                                          3 - в круглосуточных яслях     4-в дет.доме (доме ребенка)

Язык общения в семье:                  1-только русский                       2-русский и другой

Количество детей в семье_____

Основной воспитатель ребенка:      1-мать      2-отец                        3-бабушка
                                                            4-другой член семьи                 5-няня, воспитатель…

Обычное настроение воспитателя:   1-бодрое                                    2-спокойное
                                                              3-раздраженное                        4-подавленное
Что воспитатель ценит в ребенке:     1-послушание                          2-общительность
                                                              3-любопытство

Экономическое положение семьи:     1-хорошее                              2-среднее
                                                               3-плохое                                 4-очень плохое

                             Возраст                     Образование                          Коды образования
Мать                   _______                      1 2 3 4 5                                   1 – неполное среднее   
Отец                   _______                      1 2 3 4 5                                   2 - среднее
Воспитатель      _______                      1 2 3 4 5                                   3 – среднее специальное
                                                                                                                4 – неполное высшее
5- высшее

Там, где перечислены варианты ответов,  номер нужного варианта выделите жирным шрифтом.

3. Заполнение Ответного листа.
Внимательно прочтите каждый пункт в приводимом ниже вопроснике и проставьте коды ответов в правой колонке, напротив соответствующих вопросов, руководствуясь следующим правилом:
=> поставьте цифру 1, если пункт описывает действие, которое Ваш ребенок начал выполнять в течение последнего месяца (то, что ребенок впервые сделал или сказал при Вас, хотя бы однократно, в течение последнего месяца);
=> поставьте цифру 2, если пункт описывает действие, которое Ваш ребенок уже выполнял месяц назад или ранее (независимо от того, продолжает ли он это делать или перестал потому, что перерос);
=> поставьте цифру 3, если пункт описывает действие, не совершаемое Вашим ребенком до сих пор, потому что он не дорос, не может его выполнить или только пробует.
Если ребенок - инвалид, то подразумевается выполнение действия с помощью специального инвалидного устройства, которым он обычно пользуется.
Не оставляйте пункты без ответа: оператор, обрабатывающий ответы, не сможет лучше Вас выбрать наиболее точный вариант. Даже если на большом протяжении Вопросника сплошь идут слишком трудные для Вашего ребенка пункты, нужно на каждый из них ставить код ответа 3.

ВОПРОСНИК
1. Питается от груди или из бутылки
2 .Стаскивает шапочку со своей головы
3 .Берет пищу с ложки
4 .Играет в прятки (в «ку-ку»: «прячет» лицо за ладонями)
5 .Плачет, когда отбирают игрушку
6 .С удовольствием открывает и закрывает крышку коробочки
7 .Подражает покашливанию, мычанию, цоканью, другим звукам
8 .Берет маленькие предметы двумя пальцами
9 .Может самостоятельно сесть, даже если до этого лежал (а) на животе
10. Подпрыгивает, если поддерживать подмышки
11 .Может самостоятельно сесть, если перед этим стоял (а)
12 .Помогает одеванию, просовывая руки в рукава
13 .Смотрит на людей и успокаивается (затихает)
14 .Тянется к знакомому человеку
15 .Может один (одна) играть с игрушками в течение 15 минут
16 .Трясет погремушкой, если ее вложить в руку
17 .Черкает карандашом по собственной инициативе
18 .Преодолевает препятствия, чтобы достать нужную вещь
19 .Произносит звуки «м-м-м» или «с-с-с»
20. Машет ручкой «пока-пока» в подходящий момент
21 .Держит свою бутылочку, снова берет ее, если выпустит из рук
22 .Может начать ползти, если перед этим сидел (а)
23 .Обхватывает бутылочку руками, когда сосет из нее
24 .Пытается привлечь внимание взрослого лепетом и улыбками
25 .Дает игрушку, если вы протянете за ней руку
26. Избегает предметов, которые могут причинить боль
27 .Берет предметы и рассматривает их
28 .«Разговаривает» на своем языке (гулит)
29. Четко произносит одно слово
30 .Хлопает в ладоши, когда попросят
31 .Сжимает руку, когда на ладошку положат игрушку
32 .Пытается заполучить игрушку, находящуюся вне пределов досягаемости
33 .Проглатывает жидкость, не поперхнувшись
34 .Предпочитает есть самостоятельно
35 .Пытается привлечь внимание взрослого тем, что тянется к нему и протягивает руки
36 .Протягивает взрослому игрушку, но не отдает ее
37 .Ищет игрушку, которую спрятали на его (ее) глазах
38 .Интересуется фотографиями (рассматривает, когда показывают)
39 .Подражает знакомым действиям матери
40 .Пользуется голосом для выражения эмоций (не только плачет)
41 .Имитирует «ма-ма» или «да-да»
42 .Раскрывает кулак, если к нему прикасаются игрушкой
43 .Пальцем тычет в предметы, или толкает их, или трет, или катает
44 .Становится ногами на пол, если держать в стоячем положении
45 .Приподнимает грудь с кровати, когда лежит на животе
46 .Тянет предметы в рот
47 .Глотает мягкую (протертую) пищу
48 .Приходит в возбуждение (радуется), когда взрослый берёт на руки
49 .Любит ронять игрушки, чтобы взрослый их подбирал
50 .Реагирует на звук колокольчика или погремушки
51 .Сразу же замечает предмет, помещенный перед ним (ней)
52 .Играет с куклами
53 .Хнычет или плачет, когда ругают
54 .Называет маму «ма-ма» (осмысленно)
55 .Пытается схватить расположенные рядом маленькие предметы
56 .Рвет бумагу двумя руками
57 .Стоит, если поддерживать подмышки
58 .Делает движения ползания
59 .Может самостоятельно поднести бутылочку ко рту
60 .Выказывает ревность
61 .Двигается под музыку
62 .Улыбается при звуке погремушки или колокольчика
63 .Роняет и поднимает игрушки
64 .Катает мячик со взрослым
65 .Уберёт тряпочку, если ею закрыть его(ее) лицо
66. Реагирует, услышав свое имя
67 .Произносит по крайней мере два разных звука
68 .Держит игрушку
69 .Устойчиво держит голову, когда тянут за руки, чтобы принял (а) сидячее положение
70. Открывает рот при виде бутылки или груди
71 .Ест новую пищу без капризов, когда ее предлагают в первый раз
72 .Понимает «пока-пока» («до свидания»)
73 .Похоже, что понимает смысл слов «вверх» и «вниз»
74 .Следит глазами за движением рук
75 .Изменяет положение тела, чтобы лучше видеть что-то
76 .Улыбается, услышав свое имя
77 .Отчетливо произносит три или четыре слова
78 .Указывает на предмет, который хочет
79 .Опускает разные предметы в коробки и бутылки
80 .Свободно вертит головой, когда сидит или когда держат в вертикальном положении
81 .Сидит на корточках
82 .Перелезает через препятствия
83 .Ест размятую твердую обычную пищу, когда ею кормят
84 .Издает звуки во время кормления и купания
85 .Любит купаться в ванне и брызгаться
86 .Сопротивляется, когда взрослый или ребенок пытается отобрать игрушку
87 .Поднимает подбородок, лежа на животе
88 .Интересуется своим отражением в зеркале
89 .Заглядывает за угол, когда что-нибудь потерялось
90 .Останавливается, когда вы говорите «нельзя»
91 .Произносит звуки, похожие на «ма-ма», «ба-ба», «ла-ла»
92 .Пытается повторять слова
93 .Реагирует на «иди ко мне», поднимая ручки
94 .Тянется за игрушкой, которую близко поднесли
95 .Вытаскивает игрушки из коробки
96 .Поднимает голову, когда лежит на спине
97 .Подтягивается и встает, держась за край кроватки
98 .Выдвигает ящики шкафчика
99 .Жует пищу
100. Ест обычную твердую пищу
101 .Лепечет, когда с ним (ней) заговаривают
102 .Радуется, когда его (ее) подкидывают, возятся с ним (ней)
103 .Поворачивается, услышав свое имя
104. Намеренно не слушается
105 .Улыбается отражению в зеркале
106 .Передвигается, чтобы достать предмет, до которого не дотянуться
107 .Останавливается, когда вы кричите «нельзя»
108 .Быстро поворачивает голову на знакомый голос
109 .Берет предметы одной рукой
110 .Одновременно играет с двумя или более предметами
111 .Сидит у вас на коленях
112 .Быстро ползает на четвереньках
113 .Узнает бутылку и тянется за нею
114 .Держит, кусает и жует пирожок или печенье
115 .Одним людям улыбается, а другим - нет
116 .Имитирует игру в «ладушки-ладушки»
117 .Открывает рот, когда приближается ложка
118 .Издает звуки, когда с ним (ней) говорят
119. Останавливается, услышав свое имя
120 .Держит предмет двумя руками
121 .Помогает переворачивать страницы в книжке
122 .Стоит, держась за мебель
123 .Переворачивается со спины на бок
124 .Пытается открыть дверь
125 .Кладет кусочки пищи в рот
126 .Обнимает маму и показывает свою любовь к ней
127 .Находит частично спрятанные предметы
128 .Узнает материнский голос
129 .Тянется за всем, что попадает в поле зрения
130 .Похоже, что понимает «пока-пока» («до свидания»)
131 .Издает звуки то громкие, то тихие
132 .Переворачивает страницы книжки, по две-три сразу
133 .Сидит с некоторой поддержкой, при этом держит голову
134 .Стоит, если держат за обе руки
135 .Легко перекатывается со спины на живот
136 .Может осторожно положить игрушку
137 .Улыбается
138 .Играет один с игрушками
139 .Огорчается, если оставляют одного(одну) в комнате
140 .Громко хохочет, когда щекочут
141 .Обнимает отца и показывает, что любит его
142 .Внимательно смотрит на предметы и успокаивается (затихает)
143 .Реагирует на игру в прятки («ку-ку») .
144 .Имитирует действия взрослых через большой интервал времени после того, как они произошли
145 .Повторяет слова, когда попросят
146 .Трясет погремушкой
147 .Пытается приподняться и сесть, когда держат за руку
148 .Перекатывается с живота на спину
149 .Одной рукой держит игрушку, а другой с ней играет
150 .Пытается взять пищу ложкой
151 .Узнает наиболее знакомых взрослых
152 .Машет ручкой «пока-пока», когда скажут
153 .Обнимает куклу или медведя и показывает любовь к ним
154 .Бросает игрушки и смотрит, как они падают
155 .Протягивает игрушку матери, если она попросит
156 .Может копировать звуки
157 .Сидя, катает мячик
158 .Самостоятельно стоит
159 .Может переворачиваться (со спины на бок, с бока на живот и т.п.), когда оставляют лежать на спине
160 .Трогает свои ноги руками
161 .Берет ложку за ручку
I62 .Проглатывает пищу, не поперхнувшись, не подавившись, не закашляв
163 .Машет ручкой «пока-пока» в нужное время и без просьбы взрослого
164 .Ощупывает лицо, волосы, бусы или одежду взрослого
165 .Целует взрослого, когда попросят
166 .Копирует простые действия
167 .Сидит, опираясь на руки
168 .Выполняет простые указания, например, «иди ко мне»
169 .Многократно повторяет одни и те же звуки
170 .Хохочет
171 .Берет одной рукой две маленькие игрушки
172 .Сидит самостоятельно в течение нескольких секунд
173 .Устойчиво стоит самостоятельно
174 .Забирается на стулья или мебель для того, чтобы достать нужную вещь
175 .Наклоняется и подбирает игрушку с пола
176 .Держит ложку и доносит пищу до рта
177 .Обсасывает и мусолит во рту печенье и сухари
178 .Различно реагирует на посторонних людей и на знакомых
179 .Улыбается своему отражению в зеркале
180 .Подражает другому ребенку
181 .Вздрагивает от неожиданных голосов или шумов
182 .Издает звуки, когда взрослый улыбается или щекочет
183 .Ходит, держась за мебель
184 .Ползет вверх по лестнице
185 .Улыбается, если взрослый делает смешную гримасу
186 .Играет своими руками
187 .Улыбается при виде любимой игрушки
188 .Играет одновременно с двумя игрушками
189 .Качает головой в знак отрицания
190 .Подбирает маленькие предметы размером с горошину
191  .Бросает мяч
192 .Сидит самостоятельно в течение долгого времени
193 .Ходит, если держат за обе руки для равновесия
194 .Держит чашку и пьет из нее
195 .Стаскивает носки
196 .Пьет из чашки, которую держит взрослый
197 .Держит в течение секунды вложенную в руку ложку
198 .Смеется, если взрослый делает смешную гримасу
199 .Тянется к отражению в зеркале и похлопывает его
200 .Играет своими ногами
201 .Тянется за игрушками, которые расположены довольно близко, но нельзя их прямо схватить
202 .Бросает одну из двух игрушек, которые держит, для того, чтобы взять третью
203. Улыбается при виде новой игрушки
204 .С удовольствием смотрит в окно
205 .Лепечет, когда находится один(одна) в кроватке
206 .Распознает названия знакомых предметов
207 .Перекладывает предметы из одной руки в другую
208 .Стоя, кидает мяч
209 .Ходит, когда держат за одну руку
210 .Сидя, наклоняется вперед, чтобы достать нужный предмет
211 .Трет глаза
212 .Пьет из чашки, которую держит взрослый, не расплескивая питье
213 .Пытается ходить по дому за мамой
214 .Помнит, где в доме хранятся некоторые вещи
215 .Сжимает куклу или игрушку, чтобы они издали звук
216 .Хнычет или плачет
217 .Держит одновременно два предмета, по одному в каждой руке
218 .Черкает карандашом, если показать, как это делается
219 .Сидит самостоятельно и играет с игрушками
220 .Проходит несколько шагов без помощи взрослого
221 .Переворачивается и приподнимается, чтобы сесть
222 .Отворачивает голову, когда пытаются вытереть нос
223 .Пытается поднять к своим волосам гребенку или щетку
224 .Пытается привлечь внимание взрослого хныканием или плачем
225 .Подражает выражению лица взрослого
226 .Наклоняется и ищет упавший предмет
227 .Использует корзинку, сумку или ящик для того, чтобы переносить вещи
228 .Достает и носит знакомые предметы
229 .Достает предмет одной рукой
230 .Может без помощи взрослого сесть, если лежал(а) перед этим на спине
231 .Хорошо ходит самостоятельно
232 .Держит предмет величиной с куклу
233 .Играет с губкой или с игрушками в ванне
234 .Ест бутерброд, разрезанный на четыре части
235 .Смотрит телевизор
236 .Пытается дотронуться до движущихся предметов
237 .Визжит
238 .Стучит игрушками по столу или по полу
239 .Когда сидит, может лечь на спину без посторонней помощи
240 .Поднимается с полу, ни за что не держась, и самостоятельно идет
241 .Встает самостоятельно из сидячего положения
242 .Когда сидит, поворачивается в сторону или назад, чтобы взять нужный предмет
243 .Удерживает пищу во рту
244 .Просовывает ноги в штаны
245 .Старается схватить движущийся предмет
246 .Разворачивает завернутую или прикрытую чем-нибудь игрушку
247 .Может ходить боком
248 .Поднимает ноги, когда меняют подгузник
249 .Любит вынимать предметы из ящика (коробки) и класть их обратно
250 .Поднимает чашку двумя руками
251 .Пытается мыться губкой в ванне
252 .С помощью взрослого зачерпывает небольшое количество пищи ложечкой

0

3

Оценка развития ребенка от 14 мес. до 3,5 лет (шкала RCDI-2000)

ШКАЛА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ от 14 мес. до 3,5 лет (RCDI-2000)

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

   Заполнение Анкеты. Тщательно заполните страницу "Анкета.
В Анкете заполняются графы "фамилия-имя", "дата рождения", "дата заполнения", "адрес", "телефон", "на какой неделе родился", "число детей в семье", "возраст родителей"; в остальных случаях нужно из перечисленных вариантов ответа выбрать подходящий, выделив его жирным шрифтом.
Фамилия и имя должны быть четко написаны, лучше печатными буквами, иначе в случае повторного тестирования ребенок может "потеряться".
Даты необходимо заполнять по форме: (число месяца)/(номер месяца)/(две последние цифры года); например, 17 февраля 1996 г нужно записать в виде: 17/02/96.
Пожалуйста, очень внимательно проверьте, правильно ли Вы написали дату рождения и дату заполнения теста! При любой ошибке в датах результаты теста будут неверными.
Не забывайте указать, на какой неделе родился ребенок (нормально - на 40-й). Это важно и учитывается при определении отставания в развитии, поскольку нормально развивающийся недоношенный ребенок может несколько отставать от своих доношенных сверстников - на самом деле он младше их.
Возраст родителей указывайте в годах; не пишите вместо возраста год рождения.
Если основной воспитатель ребенка - бабушка или няня, ее возраст и образование нужно указать в соответствующей табличке; если же основным воспитателем указаны только мать или отец, то только их возраст и образование должны быть указаны в табличке, а столбец "воспитатель" не заполняйте.
В вопросах, предполагающих вариант ответа из нескольких возможных, выделите подходящий жирным шрифтом.
АНКЕТА
Фамилия, имя ребенка:________________________________________________(пишите чётко)

Дата рождения ребенка:_________________ ( день /месяц / год , например: - 17/02/00).         
Дата заполнения листа: _________________________________________________
Пол ребенка:    м   |   ж
Адрес:____________________________________________________Телефон:________________

  Кто заполняет тест: 1 – мать |   2 - отец                     3 – бабушка
                                           4 - другой член семьи                             5 – няня, воспитатель и др.

На которой неделе беременности родился ребенок: _________________(норма = 40)

Какие роды:                       1 – нормальные                                      2 – осложнения для ребёнка
                                             3 - осложнения для матери                   4 – осложнения для обоих

Состояние ребенка             1 – здоров                                               2 - полностью выздоровел                                                 
                                              3 – ослаблен после тяжёлой болезни  4 – физически болен                                                           
                                             
Бывают ли судороги:    да    |    нет

Где воспитывается ребенок:   1 – в семье                                           2 – в семье и яслях/садике
                                                   3 – в круглосуточных яслях              3 – в дет. Доме (доме ребёнка)

Язык общения в семье:            1 – только русский                             2 – русский и другой

Количество детей в семье:

Основной воспитатель ребенка:         1 – мать               2 – отец               3 – бабушка
                                                               4 – другой член семьи                    5 – няня, воспитатель…

Обычное настроение воспитателя:    1 – бодрое                                        2 – спокойное
(выберите одно самое характерное)  3 – раздражённое                            4 - подавленное

Что воспитатель ценит в ребенке:     1 – послушание                               2 – общительность
                                                              3 – любопытство       

Экономическое положение семьи: 1 – хорошее                           2 - среднее
                                                3 – плохое                             4 – очень плохое

Возраст (лет)                                 Образование
Мать_____________________    1 2   3   4   5
Отец___________________    1 2   3   4   5
Воспитатель________________    1 2   3   4   5

Коды образования
1 - неполное среднее
2 - среднее
3 - среднее специальное
4 - неполное высшее
5 – высшее
___________________________________________________________________________________
Там, где перечислены варианты ответов, обведите номер нужного варианта

Заполнение Ответного листа.
Внимательно прочтите каждый пункт в приводимом ниже вопроснике и проставьте коды ответов в правой колонке, напротив соответствующих вопросов, руководствуясь следующим правилом:
=> поставьте цифру 1, если пункт описывает действие, которое Ваш ребенок начал выполнять в течение последнего месяца (то, что ребенок впервые сделал или сказал при Вас, хотя бы однократно, в течение последнего месяца);
=> поставьте цифру 2, если пункт описывает действие, которое Ваш ребенок уже выполнял месяц назад или ранее (независимо от того, продолжает ли он это делать или перестал потому, что перерос);
=> поставьте цифру 3, если пункт описывает действие, не совершаемое Вашим ребенком до сих пор, потому что он не дорос, не может его выполнить или только пробует.
   Если ребенок - инвалид, то подразумевается умение выполнить действие с помощью специального инвалидного устройства, которым он обычно пользуется.    Старайтесь не оставлять пунктов без ответа.   
   Если Вашему ребёнку меньше 2 лет, то многие пункты описывают действия, не соответствующие его возможностям. Тем не менее, просим Вас терпеливо прочесть все пункты "Вопросника" и ответить на все вопросы вопросника.

ВОПРОСНИК
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
1.  Здоровается, говоря "Привет" или что-то подобное.
2.  Сплетничает или ябедничает на других детей.
3.  Сочувствует другим детям, старается помочь и утешить их.
4.  Иногда говорит "Нет"', когда пристают.
5.  Немного помогает в домашних делах.
6.  Просит помочь, когда что-нибудь делает.
7.  Говорит "Я не могу", "Я не знаю", или "Это ты сделай".
8.  Хорошо сосредоточивает внимание - слушает других.
9.  Извиняется - например, говорит "Прости", сделав что-нибудь нехорошее.
10.  Командует другими детьми.
11.  Узнает знакомых взрослых и тянется к ним.
12.  Играет в активные игры с другими детьми, например, в пятнашки, в прятки, в классики.
13.  Просит помощи у других детей: просит помочь что-то сделать, просит информации или объяснений.
14.  Делает или строит какие-то вещи с другими детьми.
15.  Играет в простые настольные игры, например, в шашки.
16.  Говорит "Посмотри (на меня)", когда делает что-то.
17.  Хочет спать с куклой, игрушечным медведем и т.п.
18.  Понимает "Подожди минутку". Терпеливо ждет короткое время.
19.  Соблюдает правила простых настольных или карточных игр.
20. С интересом рассматривает свое отражение в зеркале.
21.Говорит с другими детьми о том, как что-нибудь сделать, высказывает свои соображения и выслушивает соображения других детей.
22. Играет в игры, требующие соблюдения очередности, и обычно ждет своей очереди.
23. Обычно слушается, когда просят что-нибудь сделать или чего-нибудь не делать.
24. Предлагает помочь другим.
25. Играет с другими детьми, делая что-нибудь вместе с ними.
26. Делает знакомые дела "понарошку", например, разговаривает по телефону или спит.
27. Оправдывается.
28. Проявляет привязанность к другим детям.
29. Положительно отзывается о себе - говорит "Я хороший", "Я большой" и т.п.
30. Начинает дела, в которых участвуют другие дети (бывает заводилой).
31. Играет в "ролевые" игры с другими детьми (типа "дочки-матери"), изображая '"понарошку" маму или папу, учителя, космонавта.
32. Обычно выполняет указания (команды) во время групповых игр с товарищами.
33. Выражает жалобы словами.
34. Обычно делится игрушками или другими вещами - иногда может спорить из-за них.
35. Защищает младших.
36. Иногда поступается своими желаниями ради интересов группы (например, если хочет играть в прятки, а другие дети - в мячик, может согласиться играть в мячик).
37. Проявляет привязанность: обнимает или целует.
38. Обычно хорошо реагирует на замечания - перестает плохо себя вести.
39. Хорошо входит в группы - слушает, делится, соблюдает очередь, вносит что-то свое.
40. Может руководить сверстниками, давая им указания и помогая.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
41. Ест ложкой самостоятельно.
42. Ест ложкой, почти не разливая.
43. Моет и вытирает руки.
44. Приучен(а) проситься на горшок "по-маленькому" и "по-большому".
45. Застегивает одну или несколько пуговиц.
46. Правильно застегивает все пуговицы на рубашке, блузке или пальто.
47. Ест вилкой.
48. Одевается и раздевается самостоятельно (кроме завязывания шнурков).
49. Открывая дверь, поворачивает ручку и тянет.
50. Подносит чашку ко рту и пьет.
51. Надевает рубашку или блузку самостоятельно.
52. Снимает туфли и носки.
53. Подает матери или отцу пустую тарелку.
54. Вы уже разрешаете ему самостоятельно путешествовать по квартире; при этом за ним не обязательно все время смотреть.
55. Полностью раздевается самостоятельно.
56.Помнит, где в доме держат разные вещи.
57. Сам(а) ест крекеры или печенье.
58. Пользуется маленьким ведерком или другой емкостью для переноски вещей.
59. Надевает туфли на правильную ногу.
60. Сам(а) моется в ванне - может быть, с небольшой помощью.
61. Держит свои вещи в порядке.
62. Пользуется столовым ножом для намазывания.
63. Снимает носки.
64. Самостоятельно умывает лицо.
65. Остается сухим всю ночь.
66. Жует пищу.
67. Пытается надевать туфли. Или надевает их.
68. Замечает, когда рубашка (блузка) или штаны вывернуты наизнанку, и выворачивает их на правильную сторону.
69.  Расстегивает молнии.
70. Вытирает пролитое тряпкой или губкой.
71. Наливает молоко в чашку, не проливая.
72. Взбирается на стул, табуретку или ящик, чтобы достать что-нибудь.
73. Берет ложку за ручку.
74. Самостоятельно снимает расстегнутую рубашку или блузку.
75. Самостоятельно чистит зубы.
76. Наливает себе питье.
77. Завязывает шнурки.
78. Переходя улицу, обычно смотрит в обе стороны.
79. Самостоятельно ходит в туалет, подтирается, спускает воду и моет руки.
80. Самостоятельно ест, одевается и моется - но может нуждаться в небольшой помощи.
КРУПНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
81. Ходит самостоятельно.
82. Прыгает со ступенек двумя ногами вместе.
83. Стоя бросает мяч.
84. Бегает.
85. Бегает свободно, огибая углы и делая резкие остановки.
86. Ездит на трехколесном велосипеде, нажимая на педали.
87. Самостоятельно поднимается и спускается по лестнице.
88. Самостоятельно поднимается и спускается по лестнице, ставя поочередно одну ногу на каждую ступеньку.
89. Бьет ногой по мячу.
90.Подпрыгивает на одной ноге без поддержки по крайней мере два раза подряд.
91. На бегу перепрыгивает через попавшиеся препятствия.
92. Устойчиво стоит на одной ноге без поддержки.
93. Лазает на сооружения на детской площадке.
94. Делает кувырок вперед.
95. Прыгает на одной ноге без поддержки.
96. Сам(а) раскачивается на качелях.
97. Переворачивается со спины на живот.
98. Устойчиво стоит без поддержки.
99. Из положения стоя перепрыгивает через предметы или людей.
100. Переступает или ходит вдоль манежа или мебели, держась за нее.
101. Хорошо бегает, не падая.
102. Стоит на одной ноге несколько секунд без поддержки.
103. Самостоятельно влезает по лестнице на горку и съезжает с нее.
104. Сидит без поддержки.
105. Ездит на двухколесном велосипеде с боковыми колесиками или без.
106. Самостоятельно встает - подтягиваясь или иначе.
107. Делает "колесо".
108. Играет в мяч с другими детьми; бросает им мяч и ловит его по крайней мере в половине случаев.
109. Вскарабкивается и садится на взрослый стул.
110. Демонстрирует хорошее равновесие и координацию в подвижных играх, связанных с бегом, лазаньем, прыжками.
ТОНКИЕ ДВИЖЕНИЯ
111. Подбирает предметы одной рукой.
112. Строит башни из двух или более кубиков.
113. Держит одновременно два предмета, по одному в каждой руке.
114. Поднимает большие предметы двумя руками.
115. Рисует или срисовывает две пересекающиеся линии (+).
116. Складывает картинки из девяти или более кусков в играх - разрезных картинках.
117. Подбирает мелкие предметы, например, кусочки печенья, двумя пальцами - большим и еще каким-нибудь.
118. Рисует полные фигурки людей, включающие по крайней мере голову с глазами, носом, ртом, туловище, руки и ноги, кисти рук и ступни.
119. Держит мелок несколькими пальцами, примерно как взрослый.
120. Перекладывает предметы из одной руки в другую.
121. Чертит каракули мелком или карандашом.
122. Разрезает ножницами бумагу от одного края до другого.
123. Рисует узнаваемые картинки.
124. Рисует или срисовывает полный круг.
125. Пытается резать или режет маленькими ножницами.
126. Рисует или срисовывает квадрат с четырьмя хорошими углами.
127. Режет ножницами по простому контуру или фигуре.
128. Строит башни из пяти или более кубиков.
129. Перелистывает по одной страницы детской книжки.
130. Рисует фигурки людей, состоящие по крайней мере из трех частей, таких как голова, глаза, нос, рот, волосы, туловище, руки, ноги.
131. Строит башни из восьми или более кубиков.
132. Использует одну руку больше, чем другую; отдает предпочтение определенной руке.
133. Делает постройки из кубиков, такие как простой дом, мост или машина.
134. Раскрашивает фигуры в книжке-раскраске, придерживаясь контуров.
135. Чертит каракули круговым движением.
136. Отвинчивает и завинчивает крышки банок и бутылок.
137. Рисует или срисовывает вертикальные ( | ) или горизонтальные (—) линии.
138. Кладет на место отдельные куски (простые формы или фигуры) в складной картинке.
139. Подбирает две маленькие игрушки одной рукой.
140. Рисует и пишет (печатными буквами) в продуманном порядке, с толком.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
142. Использует отрицание ''не' в выражениях "не надо", '"не могу", "не буду" и т.п.
143. Говорит не менее двух слов, помимо "мама" и "папа".
144. Употребляет не менее 10 слов.
145. "Разговаривает"; произносит звуки, как будто говорит предложениями.
146. Говорит о вещах, которые "могли бы" произойти, например, "Он бы ушибся, если бы упал"
147. Рассказывает, какое действие изображено на картинке, например, "Кошка ест".
148. Задает вопросы, начинающиеся со слов "что" или "где".
149. Употребляет по крайней мере пять разных слов (не обязательно похожих на "взрослые") для обозначения разных предметов.
150. Употребляет по крайней мере одно из следующих слов: "я", "ты", "он", "она", "оно", "мне", "меня".
151. Задает вопросы, начинающиеся со слов "почему", "когда" или "как".
152. Употребляет длинные, сложные предложения, длиной до десяти или более слов.
153. Подробно говорит о том, что произошло, описывая последовательность событий ("Мы пошли туда-то, и там мы...Потом мы...").
154. Говорил о своих вещах "мой", или "моя"', или "мое".
155. Указывает на предметы.
156. Употребляет слова во множественном числе, прибавляя окончание "и" или "ы", например, "собаки", "машины".
157. Просит "еще", "еще один".
158. Просит еду или питье при помощи слов или звуков.
159. Употребляет предложения из двух-трех или более слов.
160. Называет несколько знакомых предметов в книжках с картинками.
161. Соединяет два предложения союзами "или", "но".
162. Называет дни недели в правильном порядке.
163. Правильно использует слова "сегодня", "вчера" и "завтра".
164. Правильно отвечает "да" или "нет" на простые вопросы.
165. Употребляет слова, оканчивающиеся на -ущий, -ющий, -ейший, -айший, например, "большущий", "сильнейший", "величайший".
166. Подражает некоторым звукам, которые Вы произносите.
167. Отвечает на вопросы типа "Как говорит ...собачка? ...киска? ...уточка?"
168. Машет рукой "пока-пока", "до свиданья".
169. Говорит о своих чувствах, например: "мне весело", "мне грустно", "мне плохо", "я сержусь" и т.п.
170. Употребляет существительные не только в именительном падеже (например, говорит не только "рука", но и "руку" или "рукой").
171. Употребляет глаголы в прошедшем времени, например, "Мячик упал".
172. Употребляет глаголы в будущем времени, например, "нарисую", "буду рисовать".
173. Соединяет два предложения союзами "и", “а”.
174. Употребляет прилагательные или наречия в сравнительной степени, например, "больше", "меньше'", "'больнее'".
175. Правильно образует сравнительную степень прилагательных: "хороший'"-"лучше", а не "хорошее"; "плохой"'-"хуже", а не "плохее" и др.
176. Употребляет слова, выражающие степень уверенности, такие как "может быть", "'пожалуй", "наверное","конечно".
177. Если предмет не нравится, говорит о нем "плохой", "кака" и т.п.
ПОНИМАНИЕ ЯЗЫКА
178. Спрашивает значения слов.
179. Отзывается на свое имя; поворачивается и смотрит.
180. Отвечает на вопросы, начинающиеся с "почему?" (например: "Почему  мы носим пальто?"), давая хорошие объяснения.
181. Когда просят, показывает по крайней мере три части тела, такие как нос, рот, руки или ноги.
182. Понимает, что значит "на" и "с"; выполняет указания с этими словами - например, "положи на стол", "сними со стула".
183. Понимает, что значит "вверх" и "вниз".
184. Правильно называет себя и других детей "мальчиком" или "девочкой".
185. Знает смысл слов "такой же"("похожий") и "другой"("непохожий"); говорит, чем две вещи похожи и чем они отличаются.
186. Когда спрашивают "Что такое...?', описывает предмет или говорит, что с ним делают ("Что такое банан?"- "Он желтый" или "Его едят").
187. Правильно определяет по названиям по крайней мере четыре цвета.
188. Отвечает на вопросы типа "Что делают с ...печеньем? ...шапкой? ...чашкой?"
189. Отвечает на вопросы "Если...,то...?", такие как "Если ты ударишься, что ты будешь делать?"
190. Выполняет указания из двух частей, например, "Пойди к себе в комнату и принеси мне..."
191. Когда спрашивают, "Что такое...?", называет группу, к которой предмет относится ("Что такое лошадь?" - "Животное").
192. Выполняет простые указания.
193. Называет свое имя, по крайней мере когда спрашивают "Как тебя зовут?"
194. Говорит, из чего сделаны некоторые вещи, например, пальто или стул.
195. Понимает, что значит "открой" и "закрой"; выполняет указания с этими словами.
196. Отвечает на вопросы вроде "Что ты сделаешь, когда проголодаешься? ...захочешь пить? ...устанешь?"
197. Обычно приходит, когда позовут.
198. Правильно употребляет слова "быстро", "быстрый" и "медленно", "медленный".
199. Говорит, где живет, называя город или селение.
200. Дает Вам игрушку, если попросить.
201. Понимает, что значит "полный" и "пустой"; правильно употребляет эти слова.
202. Понимает значения по крайней мере трех слов, указывающих положение предметов, таких как "в", "на","под", "у", "возле".
203. Говорит, когда что-то кажется тяжелым.
204. Когда спрашивают, называет свое имя и фамилию.
205. Использует слова "хороший" и "плохой", говоря о себе и о других детях.
206. Когда спрашивают "Сколько тебе лет?", правильно называет возраст.
207. Понимает не менее шести из слов, указывающих положение предметов: "в", "на", "под", "у", "возле", "сверху", "снизу", "над", "выше", "ниже".
208. В правильном порядке выполняет последовательности из трех простых указаний: "Сделай то-то, потом ...,потом ..."
209. Понимает, что значит "легко"(или "просто") и "трудно"; правильно употребляет оба эти слова.
210. Понимает "Нет-нет!", "Нельзя!"; перестает делать то, что нельзя, по крайней мере, ненадолго.
211. Говорит о будущем, о том, что "должно" произойти.
212. Правильно определяет по названию по крайней мере один цвет.
213. Показывает или называет больший из двух предметов, когда попросят.
214. Может пересчитать три или более предметов.
215. Понимает, что такое "один" и дает именно один предмет, когда просят "один".
216. Понимает, что такое "все": если просят дать все карандаши, дает действительно все.

0

4

КАБИНЕТ ПСИХОЛОГА
Реальность и фантазии

В начале 90-х, когда служба школьной практической психологии переживала свое становление, в ходе одной из образовательных ярмарок ВВЦ был представлен новаторский для тех времен проект — «Специализированный кабинет детского психолога». В разработке проекта, кроме группы психологов под руководством доктора психологических наук Ольги Усановой, принимали участие архитекторы и дизайнеры.
Для организации кабинета не требовалось никаких особых пристроек. С помощью некоторых строительных и дизайнерских ухищрений в психологический кабинет, отвечающий современным требованиям психологической работы, переоборудовался обычный школьный класс. Продумано было все до мелочей — от формата окон, цвета стен и приспособлений для подсветки до базового комплекта методических материалов.
Ольга Николаевна Усанова, руководитель группы разработчиков, рассуждала так: каждому психологу нужно рабочее место, позволяющее ему полноценно реализовывать свои профессиональные задачи. Когда психолог приходит к начальству с просьбой об организации специального кабинета, ему легко отказать, если слова его ничем не подкреплены. Другое дело, если на руках у психолога целостный проект с чертежами, схемами и перечнем необходимых материалов. Да еще и обладатель золотой медали ВВЦ. Тогда администрация школы (уважающей себя школы) волей-неволей должна будет ознакомиться с проектом и принять его к сведению.
С некоторыми идеями проекта мы и хотим познакомить читателей.
Никто, конечно, не рассчитывает, что все директора школ тут же бросятся реализовывать представленные в нем красивые идеи.
Пустующие школьные кабинеты, про которые начальство бы думало: «И во что бы нам их переделать?» — скорее экзотическая редкость, чем правило. А психологи по большей части ютятся в «каморках под лестницей», где едва можно разместить два стула.
Тем более непросто раздобыть средства, для того чтобы придать окнам арочную форму и скруглить углы в комнатах. Однако некоторые идеи можно реализовать даже в небольших помещениях. Углы же скругляются не только с помощью евроремонта. Ну, а знать, каким должен быть идеальный психологический кабинет, — невредно. В один прекрасный момент эти знания могут пригодиться.
Если администрация какой-нибудь школы всерьез заинтересуется проектом и захочет иметь чертежи, дизайнерские разработки и полный комплект методических пособий, нужно связаться с разработчиками по телефону (095) 181-02-16 или написать по адресу:

129226, Москва, Сельскохозяйственная ул.,
д. 13, Институт психологии и педагогики.

Мы же на страницах газеты представим некоторые содержательные выдержки, посвященные организации психологического кабинета в школе.
Методические рекомендации
к организации

В настоящее время активно развивается психологическая служба в образовании. Для успешной деятельности практического психолога важно создать условия. Прежде всего, организовать рабочее место и обеспечить психолога инструментарием — практическими материалами.
Специализированный кабинет детского психолога разработан специально для того, чтобы помочь школам и другим образовательным учреждениям оптимизировать условия работы практического психолога с детьми и дать психологу базовый комплект систематизированных методических материалов по основным направлениям его работы.
Архитектурный проект кабинета (архитектор В.Л. Питаев) содержит технические разработки для создания рабочего места психолога в помещении стандартного школьного класса при условии некоторой его реконструкции.
Архитектурно-художественная концепция проекта в качестве первого ее принципа предполагает осознанный отход от прямого угла с целью сделать восприятие ребенка более чувственным, нежели аналитическим. Предлагается реконструировать классную комнату, скруглив углы и поделив ее на функциональные зоны подвижными перегородками, установленными по плавным кривым. Для усиления пластичности композиции предписывается использование мебели со скругленными формами, расставленной по тем же плавным кривым.
Второй принцип формирования среды кабинета состоит в создании образов природы. В проекте показано, как можно использовать керамические композиции, растительность, аквариумы и другие дополнения, чтобы интерьер помещения повышал психологическую комфортность детей.
Решение пространства ориентировано на поддержание нормального эстетического и психологического климата, что достигается как за счет общего стиля оформления помещения, так и с помощью деталей интерьера романтического характера — люстр, фонарей, дверей, профильных переходов от стены к потолку, лепных розеток на потолке и др. Все это должно вернуть ребенка в мир более чувственный, нежели бесконечно повторяемый современный интерьер, прагматичный с точки зрения стройиндустрии.
Стандартное помещение класса предлагается разделить на 6 зон, что соответствует функциям кабинета.
1. Холл.
2. Зона ожидания приема.
3. Зона первичного приема и беседы с клиентом.
4. Зона консультативной работы.
5. Зона игровой терапии.
6. Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения.
Каждая из зон имеет свое цветовое оформление.
В зависимости от психологических задач пространство кабинета можно преобразовывать в новые формы, изменяя его по высоте, объему, цветовому, световому и звуковому оформлению.
Объем помещения может уменьшаться до камерного (например, для бесед, консультаций, индивидуальной психологической разгрузки) и увеличиваться при проведении игротерапии, занятий по психокоррекции и т.д. Эти изменения достигаются за счет использования подвижных перегородок, декоративных занавесей, подвесного потолка и расстановки мебели.
Меняющееся цветовое оформление создают покрытия стен и пола, а также подвижные детали интерьера.
Световое оформление изменяется за счет чередования естественного и искусственного освещения разной интенсивности и локализации источников света в разных точках помещения по горизонтали и вертикали.
Звуковое оформление кабинета предполагает периодическое включение записей звуков природы и музыки.
Таким образом, за счет нетрудоемкой перестройки класса, которую в соответствии с документацией проекта проводят строители, психолог получит рабочее место, адекватное задачам учреждения. Насколько нам известно, аналогов подобным проектам не существует. Проект можно использовать в качестве основы для творческой реализации в зависимости от средств и возможностей учреждения.
Второй важный момент в организации работы практического психолога в школе — подбор и систематизация диагностических методик и других профессиональных материалов. Ниже приводится перечень методического обеспечения кабинета, а затем по блокам дается подробное его описание.
Предложенная систематизация может быть использована как руководство для организации приоритетных направлений деятельности психолога в школе и контроля за ней, а также как основа для накопления банка материалов в обозначенных блоках. В дополнение к текстовым методикам психологи могут воспользоваться набором практических материалов «Лилия» — для профилактики, диагностики и коррекции нарушений психического развития у детей, в котором имеются необходимые предметные и сюжетные картинки, предметы, игрушки, таблицы, текстовые материалы и методическое руководство.
Создание специализированных кабинетов детского психолога в образовательных учреждениях — перспективная организационная форма оказания психологической помощи семье и детям.
Предлагаемая модель кабинета ориентирована на оказание помощи в обычных и экстремальных условиях.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Специализированный кабинет детского психолога представляет собой одно из звеньев единой системы психологической службы в народном образовании — системы социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам различных учебно-воспитательных учреждений по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.
Специализация кабинета состоит в том, что он ориентирован на организацию работы психолога в трех направлениях:
• помощь воспитанникам подготовительных групп детских садов и учащихся общеобразовательных школ в обычных условиях;
• помощь детям и их родителям в экстремальных условиях;
• помощь детям с отклонениями в развитии.
Особую роль кабинет приобретает в условиях, когда необходима экстренная помощь детям, учащимся и их родителям, оказавшимся в экстремальных и критических ситуациях в зонах экологических катастроф, в районах радиационного загрязнения (в частности, Чернобыльской АЭС), испытывающих потребность в психологической поддержке и коррекции проявлений посттравматических стрессовых нарушений и их последствий.
Таким образом, специализированный кабинет детского психолога можно рассматривать как структуру из двух составляющих, первая из которых решает общие задачи и является универсальной в любых условиях, а вторая — решающей специфические задачи в особых условиях. Такая многопрофильная структура кабинета позволяет использовать его в экстремальных ситуациях и на так называемых «территориях риска», где возможно проявление отдаленных последствий вредоносных средовых воздействий, отрицательно влияющих на развитие детской психики.
Адекватность и полноценность функционирования специализированного кабинета детского психолога должна базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включать необходимое техническое оснащение и оборудование.
2. Контингент обслуживаемых детей специализированного кабинета — учащиеся школ и воспитанники выпускных групп детских садов в обычных и экстремальных условиях. Особое внимание уделяется детям с отклонениями в развитии, имеющим неярко выраженные нарушения в познавательной деятельности, речи и эмоционально-волевой сфере. Степень выраженности этих нарушений позволяет детям обучаться по программе общеобразовательной школы, но в условиях поддержки: организация специального режима учебной работы, изменение темпов изучения школьной программы, а также психологическая и логопедическая помощь. В противном случае они часто попадают в разряд неуспевающих или трудновоспитуемых. Вследствие этого возникает вопрос о переводе таких детей в специализированные учреждения (в частности, во вспомогательные школы). В настоящее время многие из таких детей направляются в классы коррекции или классы компенсирующего обучения.
Группа детей с отклонениями в развитии полиморфна. Для определения характера отклонений и потенциальных возможностей развития и обучения ребенка необходима совместная работа специалистов разного профиля, среди которых работа психолога занимает одно из ведущих мест. Она может рассматриваться как начальный этап психолого-медико-педагогического изучения ребенка с отклонениями в развитии.
3. Основной задачей специализированного кабинета детского психолога является обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей, в том числе — детей с отклонениями в развитии. Важнейшим из них является создание благоприятного психологического климата обучения и воспитания каждого ребенка как в условиях семьи, так и в условиях учебно-воспитательных учреждений.
Многофункциональность психологического кабинета, ориентированность его на оказание помощи в экстремальных ситуациях позволяет решать ряд задач, связанных с коррекцией стрессовых нарушений и их последствий у детей разных категорий, том числе и у детей с отклонениями в развитии:
— купирование развития острых стрессовых реакций;
— нормализация эмоционального фона деятельности;
— снятие эффектов умственного утомления;
— формирование адекватной установки на выполнение учебной деятельности;
— коррекция негативного мотивационного отношения к работе на последних уроках.
4. Основной принцип работы — индивидуальный подход к детям, что выражается:
— в поиске специфических для каждого ребенка путей оптимального развития его потенциальных возможностей в сфере интересов, способностей, склонностей;
— разработке индивидуально ориентированных программ развивающей и психокоррекционной работы с целью максимального содействия психическому и личностному развитию детей;
— выработке и реализации эффективных методов оказания психологической помощи и поддержки в экстремальных и критических ситуациях.
5. Задачи и специфика работы специализированного кабинета детского психолога определяют целесообразность создания его непосредственно на базе учебно-воспитательного учреждения (детский сад, школа, школа-интернат и т.д.), что обеспечит регулярность посещения кабинета данным контингентом детей, подбор и адаптацию методов и приемов психологического воздействия к конкретным условиям жизненной среды и социального взаимодействия детей различных возрастных групп, их родителей, воспитателей и учителей.
Работа в условиях конкретного учебно-воспитательного учреждения позволяет психологу основательно вникнуть в воспитательную ситуацию, лучше узнать как детей, так и учителей, воспитателей, их взаимоотношения, наладить контакт с родителями. Психолог получает возможность наблюдать детей в реальных жизненных ситуациях, анализировать всю систему влияний на ребенка, видеть результаты своей деятельности: как претворяются в жизнь его советы и рекомендации, какие изменения происходят в жизни школы, детского сада в результате его консультативной и профилактической работы.
Особую актуальность этот фактор приобретает для зон неблагоприятных экологических воздействий или районов радиационного загрязнения, где чаще всего встречаются проявления посттравматических стрессовых нарушений и возникает необходимость срочной психологической коррекции и профилактики немедленных и отдаленных последствий стрессогенных ситуаций; неотсроченная психологическая помощь и коррекция в привычных условиях пребывания определяет эффективность реабилитации и реадаптации, самоидентификации личности.
6. Деятельность кабинета осуществляется специалистами-психологами, окончившими высшее учебное заведение по специальности «психология» или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию «практический психолог». Для обеспечения успешной работы кабинета необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями, правильное взаимопонимание, взаимодействие и взаимодополняемость позиций психолога, педагога, социального работника, тесный контакт с родителями или лицами, их заменяющими. Это позволит определить стратегию в решении проблем психологической помощи, создании личностно-ориентированных программ развивающей и психокоррекционной работы с детьми различного возраста.
7. Руководство деятельностью специализированного кабинета детского психолога осуществляется научно-методическим центром по практической психологии при участии общества психологов.

УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КАБИНЕТА ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА
Психологический кабинет можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их родителями и учителями, в центре которого сосредоточены интересы прежде всего ребенка. Позиция «ребенок прежде всего» определяет акценты в работе кабинета и его обеспечение.

1. Психологическое обеспечение
Психологическое обеспечение подразумевает создание ситуации наибольшего благоприятствования для ребенка:
1.1. Грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагогическим коллективом учреждения, на базе которого создаются гуманные взаимоотношения, доброжелательное межличностное взаимодействие детей и окружающих их взрослых.
1.2. Создание благоприятного для развития детей психологического климата и организация продуктивного общения со взрослыми и сверстниками.
1.3. Максимальная реализация в работе с детьми психических возможностей и резервов каждого возрастного периода (сензитивность, «зона ближайшего развития»).
1.4. Развитие индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного периода (интересы, склонности, способности).

2. Методическое обеспечение
Основной акцент в работе следует сделать на выборе психологических средств.
Выбор метода обследования — один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы детского психолога. Важным показателем детской и школьной психодиагностики является быстрота и акцентированность обследования на конкретной проблеме. В работе детского психолога значение имеет не только выбор метода исследования, но и качественная характеристика полученных данных, которая будет определять ход и результаты диагностической и коррекционной работы.
Методики, разработанные в научной психологии, при использовании детским психологом требуют особой модификации. Использование уже известных и апробированных тестовых методик в условиях работы с детьми требует глубокого психологического анализа и грамотной интерпретации комплекса разных показателей в их динамике. В детской психологии существенно важным является не только то, что может выполнить ребенок в настоящее время, но и то, чего он сможет достичь в ближайшем будущем, какова его «зона ближайшего развития». Особенно это важно при диагностике отклонений в развитии. Поэтому в работе детского психолога возникает необходимость построения отдельных диагностических методик в форме обучающего эксперимента. Разработки таких методик представлены в «Наборе практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений психического развития у детей «Лилия» (О.Н. Усанова, изд. НПЦ «Коррекция»). Система методик набора направлена на психологическую работу с детьми 3–12 лет. Для психодиагностического исследования предусмотрен качественный и количественный анализ результатов.
Специфика работы детского психолога в кабинете (необходимость быстрой и оперативной информации о ребенке) определяет острую потребность в методиках, не связанных с громоздкой процедурой обработки и позволяющих осуществить экспресс-диагностику. Экспресс-методики основаны на качественном анализе высказываний детей, продуктов их деятельности и способов выполнения ими заданий. В качестве экспресс-методик в условиях психологического кабинета целесообразно использование так называемых функциональных проб, а в качестве экспресс-методов изучения класса — скриннинг-обследование.
Не менее важное значение имеет подбор психологических средств для коррекционной работы.
Эффективность использования в работе психологического кабинета различных психологических средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств — как в условиях психологической диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким можно отнести аудиовизуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением.
Психолог несет полную ответственность за реализацию программ коррекции и развития и конечный результат.
Для оценки эффективности своей работы психолог может использовать специально разработанные анкеты. По результатам опроса, проводимого регулярно после окончания определенного цикла занятий, можно проанализировать адекватность подбора методических средств и содержания развивающих программ индивидуальной работы с учащимися разного возраста, оценить динамику достижений ребенка (например, изменение уровня его личностной тревожности или стрессоустойчивость).

3. Организационное обеспечение
Организационное обеспечение кабинета предполагает подготовку его оборудования, в том числе технических средств, методических материалов, документации и рекламы.

3.1. Технические средства
• Система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов.
• Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей.
• Компьютер.

3.2. Методические материалы
• Кейс практического психолога. (Набор практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений развития у детей «Лилия».)
• Практические материалы для психологической работы в школе.
• Набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т.д.).
•Набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.).
• Библиотека практического психолога.
• Раздаточный материал для детей, родителей, учителей.

3.3. Документация
• График работы.
• Перспективный план работы.
• Карты психологического изучения детей.
• Журналы учета (первичного приема; посещаемости; групповых занятий с детьми).
• Бланки для регистрации результатов обследования.

3.4. Мебель
Мебель должна быть со скругленными формами и устанавливаться (в контексте общей пластической композиции) по плавным кривым.
• Рабочий стол психолога.
• Шкаф для пособий; шкаф для техники.
• Рабочие места детей.
• Журнальный стол.
• Кресла.
• Стулья.

3.5. Дополнительные средства для дизайна интерьера
• Цветные сменные перегородки помещения.
• Цветы.
• Клетка для птиц.
• Аквариум.
График работы кабинета должен обеспечивать возможность проведения консультаций и занятий в любое удобное для детей, родителей и учителей время. Это — время непосредственно после уроков; возможно использование больших перемен.
Помимо общих организационных требований при создании специализированного кабинета детского психолога следует руководствоваться специальными требованиями к помещениям и материально-технической оснащенности кабинета.
Реализация в работе комплекса психокоррекционных и восстановительных мероприятий предполагает проведение таких занятий в специально оборудованных помещениях с соответствующими условиями и требованиями к техобеспечению и оснащению психологического кабинета.

0

5

как можно пройти, когда будет работать..

0

6

Консультации детского психолога

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Метод sandplay (дословно - песочная игра) уже довольно известен в Латвии. Он представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок (а иногда и взрослый) строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Это метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и, надеемся, перспективное будущее.

Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир.

Песок - необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде. Мы можем также переносить песок, создавать тонкие формы, ветер и песок в совокупности вызывают образы пустыни. Смешанный с водой, песок становится более темным и приобретает качества земли. Песок становится устойчивым и ему можно придать форму. Так мы можем создавать ландшафты или трехмерные структуры всех видов. Можно сказать, что ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин.

Этот метод можно использовать в работе с детьми от трех лет (а также, как один из этапов в работе с подростками и взрослыми), со следующим спектром проблем:
- различные формы нарушений поведения
- сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками
- психосоматические заболевания
- повышенная тревожность, страхи
- сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа)
- неврозы

0

7

СКАЗКОТЕРАПИЯ

В психологии существует такое направление как сказкотерапия. Помните: сказка – ложь, да в ней намек… Так вот, сказки, мифы, легенды дают хороший материал для психодиагностики и психокоррекции. Сегодня сказкотерапия – эффективное самостоятельное направление. А кроме того, элементы работы с мифами и сказочным материалом удачно используются специалистами разных школ.

Любимая детская сказка, к примеру, великолепный материал для проработки. Спросите себя сейчас: какая сказка - моя любимая? С кем из героев я себя ассоциирую?

При желании, сможете провести параллели со взрослой жизнью. И, возможно, сделаете несколько открытий о себе, любимом. Я сама лишь недавно "раскопала" свою "сказочную историю". Было неожиданно, как сказочный образ незримо присутствовал в моей жизни, побуждая к тем или иным решениям, поступкам, моделям реагирования.

Любая сказка - это некий сценарий, образец для подражания, который человек выбирает. В нем есть ресурсы, но есть и ограничения. Эта информация имеет огромную ценность для понимания себя.

Кроме диагностики, сказкотерапия дает также возможность коррекции. Один из коррекционных методов - переписывание сказки с акцентом на ресурсах своей роли...

Сказочная история, как ничто другое, лучше передает жизненный опыт поколений, наполнена удивительными образами, тайной и волшебством – и это надежный путь во внутренний мир ребенка. Это способ познать ему себя и окружающий мир, поразмышлять над поступками сказочных героев, узнать, что такое хорошо и что такое плохо, что добро, а что зло, сравнить происходящее в сказке с реальной жизнью, и развить способность использовать опыт поколений.

0

8

ИГРОВАЯ ПСИХОТЕРПИЯ

"Игровая терапия ребенка - нередко единственный путь помощи тем, кто еще не освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на взрослый мир снизу вверх, но в детском мире фантазий и образов является повелителем.

Как это происходит.

Ребенок играет в игровой комнате, а аналитик присутствует в этой комнате и определенным образом реагирует на игру ребенка, не направляя ее. Ребенок играет свободно в атмосфере благожелательности и безопасности.
Цель терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Детский аналитик - как хороший садовник: он не пытается вырастить из фасоли свеклу, а каждому растению создает оптимальные условия для роста и развития, поливай и освещай, чтобы листья были зелеными, ствол крепким, а плоды крупными.
Детский аналитик полностью вовлечен в игру ребенка. Ему интересно быть с ним, чтобы тот ни делал. Он концентрирует свое внимание и профессиональное мастерство, слышит, чувствует и понимает любое эмоциональное состояние ребенка и отражает их, так как рассказывает ребенок понятно и коротко об этих эмоциональных состояниях". (Г.Л. Лэндрет "Игровая терапия: искусство отношений" М., 1998 г.)
Проблемы ребенка прорабатываются в ходе игровой терапии.

Цели игровой терапии:
-- Помогает установлению диагноза;
-- Способствует контакту между терапевтом и ребенком;
-- Является средством для работы с механизмами психологической защиты (например, вытеснения проблемы);
-- Помогает словесному выражению чувств;
-- Помогает ребенку выразить неосознаваемые конфликты и уменьшить эмоциональное напряжение;
-- Расширяет круг интересов ребенка.

Показания:
-- Эмоциональные состояния после развода родителей
-- Снижение тревоги у госпитализированных детей;
-- Облегчение состояния при соматических заболеваниях
-- Для ослабления агрессивного поведения;
-- Для улучшения успеваемости;
-- Для уменьшения затруднений в общении
-- Для коррекции эмоциональных состояний детей, подвергшихся насилию или живущих в условиях психической напряженности и др.

Игровой материал:
-- Игрушки из реальной жизни:
-- Семья
-- Домик
-- Посуда
-- Машины
-- Медицинский набор и др.

Для отреагирования агрессии и страхов:

-- Солдатики
-- Монстры
-- Оружие
-- Маски волка, бандита, чудовища и др.

Для творческого самовыражения:

-- Пластилин или глина:
-- Краски, карандаши и фломастеры:
-- Конструкторры, мозаика и др.

Аналогичным средством терапии является РИСУНОК
Также, как и игра, рисунок является основным коммуникативным средством ребенка.
Игра и рисование могут дополнять и переходить друг в друга.

Источники:
http://www.artembykov.ru/78.html
http://zhurnal.lib.ru/s/shkolxnyj_p/game.shtml

0

9

АРТ-ТЕРАПИЯ

Арт-терапия это психотерапевтический метод, посредством художественного творчества. Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Метод арт-терапии является одним из наиболее древних и естественных форм коррекции эмоциональных состояний.
«Основой арт-терапевтического взаимодействия являются выражение и конденсация неосознаваемого психического материала посредством художественной экспрессии» (ВААТ, 1989, цит. по: Waller, 1991)
«В ходе арт-терапии, психотерапевт создает для клиента безопасную среду, каковой могут являться кабинет или студия, и обеспечивают ее различными изобразительными материалами — красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства... Психотерапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными материалами и продукцией, благодаря чему арт-терапевтический прогресс представляет собой одну из форм диалога.
Арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот процесс предполагает взаимодействие между автором художественной работы (клиентом), самой художественной работой и психотерапевтом. Хотя арт-терапия, так же как и любой иной вид психотерапии, связана с осознанием неосознаваемого психического материала, в арт-терапии этому способствует богатство художественных символов и метафор. (ВААТ, 1989, цит. по: Waller, 1991).

арт  терапияhttp://www.artembykov.ru/80.html

0

10

Какие психологические проблемы могут быть у ребенка дошкольного возраста?

1. проблемы в поведении: агрессивность, конфликтность, неспособность постоять за себя, гиперактивность, неумение предвидеть последствия своих действий, импульсивность, медлительность, склонность ко лжи, воровство.

2. эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, застенчивость, заниженная самооценка, тревожность, страхи, инфантилизм.

3. нарушения настроения: нестабильное или сниженное настроение, повышенная возбудимость.

4. проблемы в общении: проблемы с адаптацией к дошкольному учреждению, отсутствие друзей, трудности в коллективе сверстников.

5. проблемы в освоении навыков: задержка психического развития, дефицит внимания, неусидчивость, повышенная отвлекаемость.

6. ситуативные психологические реакции на развод родителей, рождение братика или сестренки, смерть близких, переезд, смену школы, острые конфликты в семье, сексуальное и другое насилие.

7. психосоматические проблемы: частые "простудные заболевания", головные боли и боли в животе, энурез.

0