Я ВООБЩЕ К КУБИКАМ ЗАЙЦЕВА ОТНОШУСЬ плохо дети по ним читать неучатся, а учаться только бессознательно запоминать

...а выбирать вам...

Кубики Зайцева

О них не слышал у нас только глухой.

Петербургский педагог Н.А.Зайцев придумал поместить склады на кубики и таблицы. Несмотря на невысокую стоимость исходных материалов комплект из картонных разверсток для кубиков, учебного пособия, таблиц-плакатов и аудиокассеты стоит довольно дорого – в среднем около тысячи рублей. При этом их еще нужно склеить, заполнить разными наполнителями: деревянными палочками, металлическими крышечками (набор таких крышечек уже продается отдельно) или звенящими колокольчиками. Впрочем, есть и «готовый», склеенный комплект. Стоит, правда, дороже, но для любимого чада ничего не жалко. За что же платит «продвинутый родитель»?

Плюс этой методики заключается в том, что ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв. Как и глобальное чтение, методика Зайцева больше подходит для левшей, которые легче воспринимают слово или склад целиком, и аналитические навыки – их ахиллесова пята. То же самое касается детишек с нарушениями в эмоциональной сфере, аутистичными чертами характера.

Но, как это часто бывает, плюс в некоторых случаях становится минусом. Понять, как одна буква соединяется, сливается с другой – это значит, сделать некое открытие. Зайцев лишает ребенка возможности самому прийти к этому открытию, сразу предлагая готовый склад.

К чему это приводит? Логопеды и дефектологи говорят о том, что дети, выучившиеся читать «по Зайцеву» часто «проглатывают» окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады, и никак иначе).

Н.А.Зайцев ставит своей задачей показать ребенку лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний ШЫ или ЖЫ, не различаются по мягкости / твердости Ж и ЖЬ (нож и рожь), именно поэтому не существует маленького кубика ЖЮ-ЖЁ-ЖЯ-ЖЕ-ЖИ-ЖЬ. Есть лишь «башня» ЖУ-ЖО(ЖЁ)-ЖА-ЖЕ-ЖИ-Ж(ЖЬ). Но принцип этот проводится, увы, непоследовательно, хотя декларируется, что «науки и настоящего анализа, связи фонетики с грамматикой и орфографией в наших кубиках и таблицах больше, чем во всех вместе взятых школьных фонетических материалах» (цитата из «Учебника для родителей, воспитателей, учителей», с. 13).

Посмотрите, на всех кубиках есть сочетания согласного с гласной Э (БЭ, ВЭ, ГЭ и т.д.). Значит, ребенок привыкает к этому сочетанию как к вполне возможному в языке. Между тем, это сочетание возможно лишь в очень немногочисленных исключениях.

По системе Зайцева, сочетания твердых и мягких согласных со звуком [э] должны различаться на письме: ФЭ и ФЕ. Эти сочетания есть во всех кубиках, таблицах, пособии «Читай и пой». Вполне закономерно ребенок будет считать, что нужно писать кафэ и кофе. (На эту мысль меня натолкнул вопрос моей старшей дочери, которая выучилась читать «по Зайцеву»: «Мама, а почему пишется кафе, раз у нас есть кубик ФЭ? Зачем он тогда нужен?»)

И в самом деле, в русском языке почти нет слов, в которых буква Э пишется после согласного (кроме сэр, мэр, пэр, удэ, пленэр, хотя последнее слово в современной печати иногда пишется и через е). Значит, каждое слово, в котором есть сочетание твердого согласного со звуком [э] нам придется отдельно объяснять и пресекать попытки ребенка написать такое слово через Э, а ведь этих слов подавляющее большинство, например, купе, теннис, шоссе и т.д.