ЕСЛИ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ?

Однодетные семьи преобладают в российской жизни (в особенности в больших городах) уже на протяжении нескольких десятилетий. Конечно, единственные дети могут рассчитывать на большее внимание и заботу, обожание, уступчивость и любовь. Родители могут быть ближе к ребенку, активно развивать его способности и природные задатки, водить в художественные студии, творческие и спортивные центры, учить своего единственного языкам… Но велик и соблазн «перегнуть палку» по части любви и заботы. По мнению специалистов, в однодетной семье чаще наблюдается культ ребенка, когда вся жизнь взрослых сосредоточена вокруг единственного «сокровища», и в семьях с единственными детьми промахи и ошибки родителей оставляют более яркий след в их личности.

…Вот ребенок старается сделать что-то самостоятельно — но помощь уже идет, всегда найдется кто-нибудь, кто избавит «маленького лорда» от трудов. Вот ваш единственный пытается выяснить отношения со сверстником на детской площадке — они бы и сами договорились, однако взрослые уже спешат на помощь. Нередко родители единственных детей не дают им принимать решения и воплощать свои намерения — во всем, начиная от выбора еды и одежды и заканчивая самостоятельным решением регулярно возникающих мелких проблем. А ведь все это помогает растущим людям обретать опыт «вставания на собственные ноги».

Зачастую каждый из родителей пытается сделать из своего единственного вундеркинда, загружая тем самым ребенка до предела. Однако гиперопека не позволяет развить творческое начало. Напротив — принимая как должное заботу и внимание других, ребенок может «застрять» в иллюзии, что настоящее только то, о чем догадался и на чем настоял другой. В общем, «мама лучше знает, что мне надо». На выходе — социально незрелая личность, доступная всевозможным более или менее безобидным манипуляциям.

Практика показывает, что родители единственных детей по-разному относятся к необходимости устанавливать ребенку четкие границы-«рамочки». Некоторые так никогда и не научатся говорить своему единственному «нет», предупреждать различные детские «безобразия». Взрослому легче самому убрать за ребенком разбросанные игрушки, вытереть запачканный стол, тем самым вольно и невольно поддерживая ситуацию «избегания взросления». В результате родители единственных детей часто «валятся с ног» от любимого чада как от тяжелой работы, чувствуют себя замотанными и обескураженными.

Если единственный ребенок с рождения окружен лишь взрослыми, в детский сад или в школу он приходит с низким потенциалом социальной адаптации в обществе ровесников. А если к тому же привыкший к своей исключительности человечек пытается «построить» и сверстников, горькое разочарование может наложить серьезный отпечаток на его дальнейшую «карьеру». Дети, наверное, инстинктивно предчувствуют что-то в таком роде. Думаете, случайно единственные дети часто настойчиво просят «купить» им братика, сестричку, собаку?.. Им часто отчаянно не хватает общества равных.

Как поступили бы вы на месте родителей единственных детей в следующих историях? Что бы посоветовали родителям единственных детей?

Ситуация 1. Юра, вернувшись домой с прогулки, закатил истерику, обнаружив потерю любимой машинки. Мать, желая утешить ребенка, отправилась на детскую площадку, перерыла всю песочницу, но пропажа не нашлась. Уставшая, она в сердцах сказала сыну: «Не реви из-за пустяков, у тебя много других машинок».

Ситуация 2. Валя, трех с половиной лет, пришедшая вместе с родителями в «Макдональдс», потихоньку сползла со своего стула и отправилась бегать между столами, — громко смеясь и размахивая руками от счастья. Родители, обескураженные «неприличным» поведением в общественном месте, усадили ребенка на стул и сурово отчитали.

Ситуация 3. Мать ходит с Герой — будущим первоклассником — на занятия английским, чтобы подготовить его к поступлению в школу с языковым уклоном. Каждый раз, когда приближается время занятий, сын начинает капризничать, хныкать. Мать всякий раз «улещивает» его разными обещаниями, а когда терпение кончается, призывает к дисциплине криком.

Ситуация 4. Четырехлетний Андрюша гуляет с дедушкой на детской площадке. Вот он пытается как можно выше забраться на планку спортивного снаряда и кричит отцу: «Посмотри на меня, посмотри, где я…». Реакция взрослого «Слезь, ты можешь упасть», «Слезь немедленно, я кому сказал!»

Ситуация 5. Бабушка зовет играющего ребенка:

— Игорек, иди обедать! Мы тебя ждем! Суп остынет.

— Не буду! Не хочу, отстань, я играю!

— Но, Игорек, ты же сегодня плохо завтракал! Иди же.

Спустя время, внук принимает решение:

— Неси суп сюда, в комнату!

— Ну, как же так? Тебе же будет неудобно… Ладно, сейчас принесу.

Ситуация 6. Четырехлетняя Марина играет на детской площадке со снегом. Через какое-то время она в слезах подходит к матери — замерзли руки. Мать надевает на Марину варежки со словами: «Руки не будут мерзнуть, если ты не будешь снимать варежки. Для этого они и нужны». Через некоторое время Марина опять без варежек. Это повторялось несколько раз, пока отец не сказал: «Оставь ее. Пусть руки замерзнут по-настоящему. Это послужит ей уроком». Мать воспротивилась этой мысли: «У нее же руки окоченеют». Она надевала на дочь варежки, пока ей это не надоело, а в конце концов отвела Марину домой и отшлепала.

Резюме. Единственные дети нередко прибегают к капризам и манипуляциям, чтобы вызвать жалость к себе и заставить себя обслуживать (ситуации 3, 5, 6). Не поддавайтесь на провокации! Спокойно и ясно обозначьте свою позицию по поводу происходящего — на что можно рассчитывать, а чего не будет ни при каком раскладе. Вместе с тем важно разглядеть за упрямством, капризом или истерикой истинную потребность ребенка, не обесценить ее подобно ситуациям 1, 2, 4, а поддержать ребенка, дать ему ощущение честного и искреннего присутствия взрослого. Полезно дать ребенку возможность испытать на себе неизбежные последствия своего поведения, оставаясь в контакте с ним (ситуации 5, 6). «Опекающему» родителю (ситуация 4), полезно увидеть, что в категоричном запрете мало контакта и совсем нет диалога. Диалог — вербальный, невербальный, игровой — незаменимое средство общения, позволяющее оставаться «на связи» с маленьким человеком, помогая ему лучше осознать собственную потребность.

Жизнь единственного ребенка не так и легка в нынешнем мире стрессов и эмоциональных нагрузок. Часто они оказываются вовлеченными в сложные взаимоотношения собственных родителей. В результате — закладываются основы серьезной эмоциональной и психологической травмы. Поэтому так важны широкие социальные связи однодетной семьи — бабушки, дедушки, двоюродные и троюродные братья и сестры, семейные друзья…

Единственным детям труднее адаптироваться к любым изменениям эмоционального баланса в семье. И здесь незаменимы ролевые игры — в том числе классическая «Игра в дом». Кстати говоря, при правильно найденном подходе мальчики строят собственную «семью в семье» не менее охотно, чем девочки. На вкладке к следующему номеру мы разместим набор бумажных фигурок — членов «игрушечной» семьи для самодеятельных игр с ребенком: «Семья дома», «День рождения», «Поездка в отпуск» и т.п. Играя вместе со своим ребенком, вы узнаете много нового о его представлениях об устройстве семьи и семейном взаимодействии.

Если ребенок обладает некоторым игровым опытом, скорее всего, он сам выберет сюжет для «игрушечной» семьи, будет пытаться реализовать свой замысел, создаст игровые ситуации с фигурами. Взрослый же может стать равным партнером ребенка — не сомневайтесь, он это оценит!

Какими домашними делами займутся члены «игрушечной» семьи? Может, игрушки отправятся в отпуск к морю или станут готовиться к дню рождения? Следуйте за развитием сюжетной линии, задаваемой ребенком, а свои идеи к развитию сюжета предлагайте исключительно из игровой роли. К примеру, семья собралась было в гости, а у игрушки-ребенка, чья роль досталась вам, поднялась температура. Ребенок сам разовьет ход игры в связи с новыми сюжетными подсказками. Объедините сразу несколько игровых сюжетов… и играйте на здоровье!