ТРЕВОЖНОСТЬ

Когда у ребенка плохо на душе, родителям жизнь не в радость. И тогда, они стараются выяснить причину огорчения и помочь. Но зачастую оказываются в недоумении, когда выясняется, что…видимого повода для переживаний, по сути, нет!

Когда ребенок постоянно тревожится из-за пустяков, сам находится в нервном напряжении и изводит других, это могло бы вызвать досаду, если б не было очевидно, что он сам явно страдает.

Если эмоциональный дискомфорт ребенка связан с какой-то конкретной ситуацией, например, он волнуется, отвечая у доски на уроке, причем только на том уроке, который действительно тяжело для него даётся, то в данном случае, можно говорить о нормальной реакции тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, то следует говорить о тревожности.
К сожалению, всё большему количеству современных детей свойственна тревожность, которая определяется повышенной готовностью к беспокойству, предчувствием грозящей опасности,
чрезмерной чувствительностью и сильными переживаниями по незначительным поводам.

Тревожные дети стараются держать свои страхи и проблемы при себе, они тихо себя ведут, опасаются играть в новые игры, знакомиться с новыми людьми. У них высокие требования к себе, уровень их самооценки низок. Такие дети и впрямь думают, что хуже других во всём, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, спазмы в горле, затруднённое поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах и учащённое сердцебиение.

Постоянное напряжение, которое испытывает тревожный ребенок, приводит к тому, что он очень быстро утомляется, ему сложно переключиться на другую деятельность. Помимо этого избыточное напряжение порождает агрессию, поэтому ребёнок легче раздражается, а после вспышки злости испытывает чувство вины.

Тревожные дети постоянно спрашивают о том, правильно ли они поступают, требуют постоянного пояснения каждого следующего действия, не проявляют инициативы. Они могут испытывать трудности в общении со сверстниками.

Тревожность может быть обусловлена многими причинами:

Особенностями нервной системы, ее лабильностью и истощаемостью.
Многое зависит от врожденного типа реагирования нервной системы – тревожность в большей степени свойственна детям-меланхоликам. Таки дети всегда будут испытывать некоторый эмоциональный дискомфорт: они медленно адаптируются к тем или иным ситуациям, а каждое новое изменение или событие (например, предстоящее путешествие, появление нового школьного предмета) выбивает их из колеи.

Физическим состоянием организма.
Гормональные перестройки организма в подростковый период, болезнь, переутомление приводят к повышению уровня тревожности.

Ситуативным стрессом.
В данном случае эмоциональный дискомфорт ребенка связан с какой-то конкретной ситуацией, является результатом каких-нибудь неприятных событий его жизни. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться врачей, а после неудачного выступления с докладом у ребенка возникает боязнь публичных выступлений. Ситуативная тревожность может быть спровоцирована и утратой значимых отношений, серьезной неудачей в важном для ребенка деле.
Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от неё получается не
у всех. Многие взрослые признаются, что, как и в детстве, испытывают тревогу и даже страх, если им предстоит поход к врачу, авиа-перелет или публичное выступление.

Существует мнение, что школьная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.
В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребёнка ведутся разговоры о выборе «достойной» школы. Озабоченность родителей передаётся и детям. Кроме того, родители нанимают ребёнку многочисленных учителей, часами выполняют с ними учебные задания. Неокрепший и ещё не готовый к такому интенсивному обучению организм ребёнка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Школьная тревожность является разновидностью ситуативной. Тревожность школьника может быть «подогрета» завышенными требованиями взрослых к ребёнку и постоянными сравнениями его с другими, более старшими, или более успешными детьми. В такой ситуации ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Даже если ребенок очень хочет быть успешен в учебе, в ситуациях повышенной значимости, например, на контрольной работе, начинает очень нервничать, делает «глупые» ошибки, не может справиьтся с заданиями. Иногда родители стремятся повысить мотивацию ребенка и говорят ему об опасности остаться на второй год. Все это ещё больше пугает ребенка. Он боится контрольных работ, боится получить двойку, боится отвечать у доски, боится ошибиться. Особенно часто с такой тревожностью сталкиваешься в первом классе. Новая незнакомая обстановка пугает ребенка, он чувствует себя неуверенно, не знает чего ожидать и поэтому испытывает тревогу. Ребенок может плакать из-за незначитальных затруднений – забыл линейку, потекла ручка, не понял, как делать задание. Про таких детей учителя говорят, что «они ещё просто маленькие». И, действительно, становясь старше, ребенок менее остро реагирует на трудности, он учится переносить успешный опыт и на другие ситуации. Чувствуя себя более компетентным, ребенок будет меньше бояться перемен и быстрее адаптироваться к изменениям.

Однако, с полной уверенностью можно сказать, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин детской тревожности кроется в особенностях детско-родительских отношений.

Состояние ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Нередко родители предъявляют ребёнку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить всё, что ждут от него мама и папа… Конечно, тревожность мешает ребенку не только дома, но и в детском саду, и в школе.

Совершенно очевидно, что ни  один родитель не стремится к тому, чтобы его ребёнок стал тревожным. Однако, часто поступки взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Что же делать и что категорически делать нельзя:

1. постарайтесь заверить своего ребёнка в том, что он любим и ценен вне зависимости
от его успехов («Я люблю тебя не за пятёрки…»),

2. чаще хвалите ребёнка, но так, чтобы он знал, за что. Старайтесь в любой ситуации искать
плюсы по принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в контрольной работе – это
бесценный опыт, теперь он понял, что ему нужно повторить и больше эти ошибки он не
сделает.

3. не завышайте требования к ребёнку, старайтесь быть адекватны ситуации.
Научите его ставить перед собой конкретные цели и достигать их, а не стремится
к абстрактному и потому недостижимому эталону.

4. не сравнивайте ребёнка с другими детьми, обращайте внимание на личные
продвижения самого ребёнка и хвалите их («Вчера тебе трудно было красиво написать
эту букву, а сегодня гораздо лучше! Ты со мной согласен? Давай найдём самую-самую
красивую букву в этой строчке!»),

5. будьте последовательны, не запрещайте ребёнку то, что уже разрешали раньше
(если только это не опасно для жизни и здоровья),

6. старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний, не угрожайте ребёнку
невыполнимыми наказаниями, используйте наказание лишь в крайних случаях
7. доверяйте ребёнку, будьте честны с ним.

8. дайте ребенку возможность выговориться, почувствовать ваше расположение к нему. Интересуйтесь жизнью, чувствами и страхами своего ребёнка, научите его говорить о них и будьте готовы выслушать.

9. создайте у ребенка ощущение успеха, помогите ему поверить в свои силы. У любого ребенка есть любимые занятия, которые получаются у него прекрасно, ситуации, где он очень успешен. Придумайте талисманчик, который он мог «зарядить» в этих ситуациях успеха, и который помогал бы ему преодолеть сложные, тревожные ситуации.

Помните, что часто тревожность наших детей - это отражение наших тревог. Каждый ребёнок нуждается в любви и поддержке близких людей. Не отдаляйтесь от своего ребёнка, помогите
и себе и ему справиться с беспокойствами и волнениями, которые не дают спокойно жить.

В случае затруднений вы можете обратиться к специалистам нашего Центра, которые окажут вам квалифицированную помощь и поддержку.
Подпись автора

Необходимость - подлинная мать искусства, которая сродни фантазии.

Когда у ребенка плохо на душе, родителям жизнь не в радость. И тогда, они стараются выяснить причину огорчения и помочь. Но зачастую оказываются в недоумении, когда выясняется, что…видимого повода для переживаний, по сути, нет!

Когда ребенок постоянно тревожится из-за пустяков, сам находится в нервном напряжении и изводит других, это могло бы вызвать досаду, если б не было очевидно, что он сам явно страдает.

Если эмоциональный дискомфорт ребенка связан с какой-то конкретной ситуацией, например, он волнуется, отвечая у доски на уроке, причем только на том уроке, который действительно тяжело для него даётся, то в данном случае, можно говорить о нормальной реакции тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, то следует говорить о тревожности.
К сожалению, всё большему количеству современных детей свойственна тревожность, которая определяется повышенной готовностью к беспокойству, предчувствием грозящей опасности,
чрезмерной чувствительностью и сильными переживаниями по незначительным поводам.

Тревожные дети стараются держать свои страхи и проблемы при себе, они тихо себя ведут, опасаются играть в новые игры, знакомиться с новыми людьми. У них высокие требования к себе, уровень их самооценки низок. Такие дети и впрямь думают, что хуже других во всём, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, спазмы в горле, затруднённое поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах и учащённое сердцебиение.

Постоянное напряжение, которое испытывает тревожный ребенок, приводит к тому, что он очень быстро утомляется, ему сложно переключиться на другую деятельность. Помимо этого избыточное напряжение порождает агрессию, поэтому ребёнок легче раздражается, а после вспышки злости испытывает чувство вины.

Тревожные дети постоянно спрашивают о том, правильно ли они поступают, требуют постоянного пояснения каждого следующего действия, не проявляют инициативы. Они могут испытывать трудности в общении со сверстниками.

Тревожность может быть обусловлена многими причинами:

Особенностями нервной системы, ее лабильностью и истощаемостью.
Многое зависит от врожденного типа реагирования нервной системы – тревожность в большей степени свойственна детям-меланхоликам. Таки дети всегда будут испытывать некоторый эмоциональный дискомфорт: они медленно адаптируются к тем или иным ситуациям, а каждое новое изменение или событие (например, предстоящее путешествие, появление нового школьного предмета) выбивает их из колеи.

Физическим состоянием организма.
Гормональные перестройки организма в подростковый период, болезнь, переутомление приводят к повышению уровня тревожности.

Ситуативным стрессом.
В данном случае эмоциональный дискомфорт ребенка связан с какой-то конкретной ситуацией, является результатом каких-нибудь неприятных событий его жизни. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться врачей, а после неудачного выступления с докладом у ребенка возникает боязнь публичных выступлений. Ситуативная тревожность может быть спровоцирована и утратой значимых отношений, серьезной неудачей в важном для ребенка деле.
Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от неё получается не
у всех. Многие взрослые признаются, что, как и в детстве, испытывают тревогу и даже страх, если им предстоит поход к врачу, авиа-перелет или публичное выступление.

Существует мнение, что школьная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.
В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребёнка ведутся разговоры о выборе «достойной» школы. Озабоченность родителей передаётся и детям. Кроме того, родители нанимают ребёнку многочисленных учителей, часами выполняют с ними учебные задания. Неокрепший и ещё не готовый к такому интенсивному обучению организм ребёнка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Школьная тревожность является разновидностью ситуативной. Тревожность школьника может быть «подогрета» завышенными требованиями взрослых к ребёнку и постоянными сравнениями его с другими, более старшими, или более успешными детьми. В такой ситуации ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Даже если ребенок очень хочет быть успешен в учебе, в ситуациях повышенной значимости, например, на контрольной работе, начинает очень нервничать, делает «глупые» ошибки, не может справиьтся с заданиями. Иногда родители стремятся повысить мотивацию ребенка и говорят ему об опасности остаться на второй год. Все это ещё больше пугает ребенка. Он боится контрольных работ, боится получить двойку, боится отвечать у доски, боится ошибиться. Особенно часто с такой тревожностью сталкиваешься в первом классе. Новая незнакомая обстановка пугает ребенка, он чувствует себя неуверенно, не знает чего ожидать и поэтому испытывает тревогу. Ребенок может плакать из-за незначитальных затруднений – забыл линейку, потекла ручка, не понял, как делать задание. Про таких детей учителя говорят, что «они ещё просто маленькие». И, действительно, становясь старше, ребенок менее остро реагирует на трудности, он учится переносить успешный опыт и на другие ситуации. Чувствуя себя более компетентным, ребенок будет меньше бояться перемен и быстрее адаптироваться к изменениям.

Однако, с полной уверенностью можно сказать, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин детской тревожности кроется в особенностях детско-родительских отношений.

Состояние ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Нередко родители предъявляют ребёнку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить всё, что ждут от него мама и папа… Конечно, тревожность мешает ребенку не только дома, но и в детском саду, и в школе.

Совершенно очевидно, что ни  один родитель не стремится к тому, чтобы его ребёнок стал тревожным. Однако, часто поступки взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Что же делать и что категорически делать нельзя:

1. постарайтесь заверить своего ребёнка в том, что он любим и ценен вне зависимости
от его успехов («Я люблю тебя не за пятёрки…»),

2. чаще хвалите ребёнка, но так, чтобы он знал, за что. Старайтесь в любой ситуации искать
плюсы по принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в контрольной работе – это
бесценный опыт, теперь он понял, что ему нужно повторить и больше эти ошибки он не
сделает.

3. не завышайте требования к ребёнку, старайтесь быть адекватны ситуации.
Научите его ставить перед собой конкретные цели и достигать их, а не стремится
к абстрактному и потому недостижимому эталону.

4. не сравнивайте ребёнка с другими детьми, обращайте внимание на личные
продвижения самого ребёнка и хвалите их («Вчера тебе трудно было красиво написать
эту букву, а сегодня гораздо лучше! Ты со мной согласен? Давай найдём самую-самую
красивую букву в этой строчке!»),

5. будьте последовательны, не запрещайте ребёнку то, что уже разрешали раньше
(если только это не опасно для жизни и здоровья),

6. старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний, не угрожайте ребёнку
невыполнимыми наказаниями, используйте наказание лишь в крайних случаях
7. доверяйте ребёнку, будьте честны с ним.

8. дайте ребенку возможность выговориться, почувствовать ваше расположение к нему. Интересуйтесь жизнью, чувствами и страхами своего ребёнка, научите его говорить о них и будьте готовы выслушать.

9. создайте у ребенка ощущение успеха, помогите ему поверить в свои силы. У любого ребенка есть любимые занятия, которые получаются у него прекрасно, ситуации, где он очень успешен. Придумайте талисманчик, который он мог «зарядить» в этих ситуациях успеха, и который помогал бы ему преодолеть сложные, тревожные ситуации.

Помните, что часто тревожность наших детей - это отражение наших тревог. Каждый ребёнок нуждается в любви и поддержке близких людей. Не отдаляйтесь от своего ребёнка, помогите
и себе и ему справиться с беспокойствами и волнениями, которые не дают спокойно жить.

В случае затруднений вы можете обратиться к специалистам нашего Центра, которые окажут вам квалифицированную помощь и поддержку.
Подпись автора

Необходимость - подлинная мать искусства, которая сродни фантазии.