ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ

Общение с другими людьми – бесценный дар и важнейшее уменье, которым обладают люди. Трудно представить жизнь без друзей и общения с другими людьми, и, согласитесь, что по мере взросления маленького человека это общение все больше изменяется и обогащается. Совместное времяпрепровождение в детском саду, дружба в школе, дружеская привязанность в юношестве – все это общение, но какое оно разное!

В возрасте 2-5 лет дети выбирают себе друзей без особого старания, за внешнюю привлекательность или, например, за то, что у сверстника лучшие игрушки, и он живет поблизости.

В возрасте 4-7 лет дошкольники относятся к дружбе, как к односторонним отношениям. Они не отвергают друга, но и не поддаются его влиянию. В этом возрасте дети не рассматривают дружбу как постоянную обязанность.

Между 7 и 14 годами дети начинают чувствовать влияние друзей – настолько сильное, что беспокоятся, как бы их не отвергли.

С 10-12 лет, школьники начинают руководствоваться своими ценностями при выборе друзей.

После 12 подростки уже понимают, что знакомство
со сверстниками – постепенный и длительный процесс.

Потребность доверять другому самые личные и важные переживания, появляется у подростков к 16 годам, а некоторые постигают её только став взрослыми.

Попробуем разобраться, с какими же сложными ситуациями придется столкнуться детям и родителям по мере взросления, и какие трудности им, возможно, придется преодолеть.

Дошкольники

Общение и дружба – важный социальный навык, поскольку друзья – существенная составляющая жизни. Малыши-дошколята, которые общаются с другими детьми, способны лучше адаптироваться к жизни, перенести сложные, или трагические события. Игра со сверстниками позволяет детям узнать, как люди должны вести себя в конкретных ситуациях. Они учатся действовать сообща, задумываться о своих поступках и поступках других детей, узнают, как принято себя вести в разных ситуациях.

Даже если вы решили не отдавать вашего ребенка в садик, постарайтесь найти ему компанию детей, с которыми бы он встречался постоянно. Это могут быть друзья на детской площадке, ребята из одного кружка, или психологическая группа общения для дошколят. Ребенок входит в совершенно новый мир – мир других детей, мир общения на равных.
С одной стороны, это тревожное для вас время. Справится ли ребенок сам? Ведь его могут обидеть, не понять. С другой стороны вы с радостью наблюдаете, как маленький человек входит
в мир «взрослых» отношений.

Есть два повода, по которым обычно озадаченные и смущенные родители обращаются за помощью к детскому психологу в это время.

Первая причина тревог - решение проблем с позиции силы, слишком агрессивное отстаивание своих интересов.

Юра часто изо всех сил дергает других детей за волосы, Маша кричит изо всех сил, когда кто-то прикасается к её игрушкам, Миша толкает и бьет брата, если он трогает его вещи.

Неужели так должно быть? Можно наказать ребенка и сказать, что злиться не хорошо! Но давайте разберемся – всегда ли такие «воспитательные моменты» действительно эффективны? За внешне похожими поступками могут лежать разные причины.

Возможно, Юра хотел добиться внимания от других детей, Маша не научилась договариваться и не умеет играть сообща, а Миша пытается отстоять таким способом свой статус в семье, потому что он хочет завоевать внимание и любовь мамы. Только понимая истинные причины агрессивного поведения, мы можем понять, как правильно реагировать на такие ситуации.

Дети младшего возраста ещё не знают о существовании альтернативных решений, поэтому родители могут научить их возможным способам поведения. Задача родителей – показать на своем примере, как они стали бы разрешать аналогичные проблемные ситуации, научить ребенка различать ситуации, когда следует вступать в борьбу, а когда следует уступить.

Чрезмерно плотный распорядок дня может вызвать у детей усталость. Утомленные и раздраженные дети чаще совершают агрессивные поступки (вспомните себя в конце тяжелой рабочей недели). С другой стороны, нужно убедиться, что вашему ребенку хватает физической нагрузки, и ему есть куда выплеснуть накопившуюся энергию, потому что иногда через драку, агрессивность дети сбрасывают переполняющую их агрессию.

Согласитесь, что агрессивность – это ещё и проявление активной жизненной позиции, стремления добиваться того, чего хочется. Со временем дети научатся доказывать свою правоту не кулаками, а словами, научатся находить более дипломатичные способы достижения собственных целей.

Другая причина беспокойств родителей дошколят – это неуверенность ребенка в себе, робость, застенчивость, тревожность. Все родители хотят, чтобы ребенок узнал, что такое дружба, но что же делать, если другие дети не берут его в свои игры, не желают общаться, обижают, а сам ребенок не может за себя постоять?

Искусство родителей и специалистов состоит в корректной и мягкой помощи детям в таких ситуациях – помочь сделать первый шаг и познакомиться с другим ребенком, организовать интересную совместную игру, регулярно приглашать гостей и хвалить каждый новый шаг, который смог преодолеть ребенок на пути к другому человеку. Ведь родители могут помочь ребёнку стать немного увереннее.

Более сложная ситуация, в которой необходима помощь специалиста, – это ситуация полной изоляции ребенка: категорическое нежелание общаться с другими детьми, ограниченный круг интересов, страх всего непривычного и необычного. Психолог поможет понять причины такого поведения, а совместные усилия всей семьи и команды специалистов помогут преодолеть возникшие трудности.

По мере того, как дети приобретают навыки общения, их излишняя агрессивность или пассивность в общении исчезает, острые и конфликтные моменты сглаживаются. Детям нужно ваше понимание, терпение и поддержка, потому что умение общаться так же важно, как и умение учиться.

В нашем Центре, специально для дошколят, открыты группы общения, куда могут прийти ребята, чтобы найти друзей и научиться общаться. Совместные игры, театральные представления, полоса «психологических препятствий» и совместные «разборы полетов» помогают им  научиться действовать сообща, развить уверенность в себе, подготовиться к будущей взрослой жизни.

Школьники

Поступление в школу – это значительное изменение жизни, всей социальной ситуации вокруг ребенка, совершенно нормально, что ребенок первое время может быть смущен и растерян.
Попадая в новый коллектив, ребенок встречается с новыми правилами и требованиями, он присматривается к другим детям, а они изучают его. Правила общения в новой группе не «прописаны», нужно завоевать авторитет, показать то, на что ты способен. Не всегда даже нам, взрослым людям, это удается легко.

Некоторые дети склонны держаться первое время в стороне и могут выглядеть достаточно замкнутыми. Для других же наоборот, новые впечатления, новые дети вокруг вызывают интерес. Первая реакция может быть разной, но обычно, через 1-2 месяца, ребенок уже осваивается в классе, находит себе друга.

Способность легко находить друзей – признак психологического благополучия, личностной и социальной компетентности. Первая дружба помогает чувствовать себя увереннее в новой среде, ведь ребенок ещё не обладает достаточной силой характера и независимостью.

Друг помогает освоить ребенку территории, выйти за пределы родительского влияния. Освобождаясь
от родительской опеки, ребенок открывает собственное «Я» и «Я» других людей. За пределами дома ребенок получает возможность увидеть себя глазами своих друзей. Лучший друг – это тот, кому можно полностью доверять, кто хранит секреты, разделяет твои интересы, кто самый сильный или самый веселый.

Некоторые дети, также как и взрослые, менее общительны, чем другие. Родители начинают волноваться, когда ребенок не находит друзей в школе и становится одиночкой.

Причины этого могут быть как внешние, так и внутренние. Как мы уже говорили ранее, способность находить себе друзей, связана с чувством внутренней безопасности и уверенности в себе. Причиной повышенной тревожности ребёнка, может оказаться нестабильность в жизни взрослых. Или, в силу характера, ребенку требуется много времени и сил, для того, чтобы установить доверительные отношения. Чтобы побудить ребенка к общению, чаще приглашайте друзей на семейные торжества, в теплой домашней атмосфере ему будет легче проявить открытость и дружелюбие. Всегда важен положительный опыт, который вселяет в нас силы и уверенность.

Как и в любой группе людей, в классе появляется лидер и его команда, «знайка» и «двоечник», «злостный хулиган», «душа класса», «местный клоун», «козел отпущения» и другие персонажи. Это характерные групповые роли, которые могут быть выражены достаточно сильно. Хорошо, если ваш ребенок лидер, но вот что делать, если его считают «отверженным», а ещё хуже объявляют бойкот.

Как помочь ребенку преодолеть себя и найти друзей?

Ваше внимание к этой проблеме, предложение помочь – это уже первый шаг, ребенок поймет, что вы знаете, насколько для него эта проблема значима. Доверительный разговор и ваша поддержка – это его надежда на то, что он не один, что у него есть союзники. Подумайте вместе, как можно правильно вести себя в тех или иных провокационных ситуациях. Найдите другие группы для общения – в кружке, спортивной секции, там, где ребёнок успешен и сможет почувствовать себя лидером, будет играть иную «роль» в жизни группы.

Другой причиной тревоги, может стать агрессивное поведение ребенка.

Неумение договариваться и вступать в диалог, слишком активное отстаивание своих интересов
в ущерб интересов других детей, враждебность.

Возможно, столь агрессивная защита своих прав также может быть связана с неуверенностью ребенка в себе, тревожностью, и под маской злости скрывается страх. А, возможно, ребенок просто не освоил ещё такие навыки общения, как умения договариваться, уступать, справляться со своими эмоциями и проявлять их более приемлемым способом. Нежелания учитывать интересы других детей и неумение понимать их чувства, так же может быть причиной агрессивного поведения ребёнка. Развитие эмпатии, способности понимать переживания другого человека ослабляет действие агрессивных импульсов и помогает ребенку научиться менее конфликтно защищать свои позиции.

На занятиях в психологических группах общения в нашем Центре для школьников большое внимание уделяется развитию социальных навыков ребят: умению знакомиться и устанавливать контакт, умению слушать, отстаивать свою точку зрения, противостоять влиянию, умению хорошо держаться при публичном выступлении. Но главная цель этих занятий – развитие личности ребенка, уверенности в себе, способностью «быть собой» в разных ситуациях и не терять самообладание даже во враждебно настроенной обстановке.

Подростки

Подростковый возраст – это возраст «врастания» в культуру, стремление стать взрослым, открытие собственного «Я» и осознание своей индивидуальности.

Поиск круга общения, лучшего друга крайне важен для ребят в этом возрасте. Потому что именно лучшему другу, он сможет доверить все личные переживания и секреты. В кругу таких же подростков ребёнок обретает защиту и поддержку, так как пока страшно остаться с миром один на один и выступать от своего имени. Идентифицируясь с выбранной группой, подросток принимает определенные ценности, выбирает соответствующий стиль одежды, манеру общения. Зачастую в компании друзей он встречает и первую любовь, узнает муки влюбленности, ревности и разлуки. Дети познают себя, отражаясь во многих зеркалах, и складывая воедино эти отражения, выстраивают свой собственный мир.

Самой серьезной проблемой, с которой сталкиваются юноши и девушки в этом возрасте – это одиночество.

Внешне пассивный в общении со сверстниками, безразличный ко всему юноша на самом деле испытывает острое ощущение одиночества. Уход от общения с людьми порождает самосознание одиночки, непонятого окружающими и далекого от их интересов и устремлений, появляются фантазии. Которые, порой, становятся настолько всепоглощающими, позволяющими иллюзорно разрешать любые проблемы, что подросток не предпринимает никаких попыток их реального разрешения.

Возможно, ребенок не владеет средствами общения – не умеет знакомиться с новыми людьми, поддерживать разговор в манере, принятой среди сверстников.

Для подростков сильное значение имеет страх неудачи – лучше не делать ничего, чем опозориться, и стать посмешищем. Поэтому неумение общаться влечет за собой изоляцию, отверженность, отсутствие друзей. В результате, возникает негативная установка к окружающей социальной действительности, восприятие её как враждебной и несправедливой.

Другая значимая для подростков тема – это сексуальность, влюбленность  и любовь.

Противоположный пол в это время настолько же притягателен для ребят, насколько и неизведан. Как сложно бывает спокойно и откровенно поговорить на эту тему с детьми. А ведь это опять крайне важная тема, которую мы не можем замалчивать. Потому что мы, как взрослые люди, уже обладаем опытом в «делах сердечных» и можем уберечь детей от ошибок и опасных поступков.
Особое место в работе нашего Центра занимает групповая работа с подростками – психологические тренинги.

Это самый эффективный и подходящий способ «психологического общения» с подростками. Именно работа в группе, совместный анализ проблем и поиск ответов на вопросы является наиболее эффективным. Проигрывание конкретных ситуаций, развитие уверенности в себе
и навыков общения, обсуждение наиболее важных и интересных тем помогают преодолеть психологические трудности. Работая в группе, ребята могут найти не только собеседников, но друзей и единомышленников.
Подпись автора

Необходимость - подлинная мать искусства, которая сродни фантазии.