У всех детей возникают проблемы при произношении различных звуков. Хорошо если ребенок поддается обучению и воспринимает объяснения родных. Однако есть дети с которыми необходимо заниматься и уделять этому вопросу больше внимания. Предлагаю в этой теме делиться материалами, которые помогут нашим детям быстрее научиться выговаривать "сложные" звуки.
Я пользуюсь книгой Инны Светловы "Домашний логопед" - эффективная программа самостоятельных занятий родителей с ребенком по звукопроизношению. На мой взгляд это очень удачная книга.

Вот что пишет сама автор по этому вопросу:
"Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском колллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать совй недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Хорошо, если дети занимаются постановкой звуков со специалистами-логопедами. Но иногда, в легких случаях, достаточно бывает проконсультироваться с логопедом и позаниматься с ребенком самостоятельно.
В подобных занятиях вам обязательно пригодятся эти упражнения речевой гимнастики, которая подготовит артикулярный аппарат малыша к овладению звуками речи. Такая гимнастика обычно проводится на начальном этапе работы. Она нужна для усвоения и закрепления определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.
Очень полезны дыхательные упражнения, они помогают выработать длительную и точно направленную воздушную струю, необходимую для произнесения звуков.
Важно развивать у малышей фонематический слух, это поможет им отличать правильное произношение звука от неверного, а также дифференцировать различные звуки родного языка."

Дифференциация звуков Р-Л
Занятие 1.

Важно!
При образовании звука Р язык поднят вверх, к альвеолам (бугорку), по бокам прижат к зубам, а кончик вибрирует под напором воздуха.
При образовании звука Л кончик языка упирается в верхние зубы (или в их десны), боковые края не прижаты к зубам.

Цель занятия:
формировать умение дифференцировать звуки Р и Л, соотносить их с буквами Р,Л;
развивать слуховое и речевое внимание;
развивать фонематический анализ;
развивать речеслуховую память;
развивать логиче ское мышление;
развивать умение делать самоаналаз, самооценку своей деятельности.
1. Полсушай слова и назови первый звук.

Лампа, ласточка, лапа, ложка, лужа.
Роза, руки, рыба, радуга, рдость.

2. Игра "Эхо". Повтори слоги:

Ра-ла,ла-ра, ла-ра-ла, ра-ла-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра-ла, ла-ра-ра-ла.

3. Послушайте слова. Определите, какой звук в слове - Л или Р и его место.

Рак, борода, улыбка стекло, корова, сорока, полотенце, платок, колобок, шофер, помидор, самовар, метро, зал, вокзал, мотор, брат, пожар, гроза, школа.

4. Подумай, на что похожа буква Л? На что похожа буква Р?

5. Нарисуй эти буквы с закрытыми глазами на песке, на ладошке, в воздухе. Вырежи из бумаги эти буквы. Выложи эти буквы из мелких предметов.

6. Подумай, из каких элементов состоят прописные буквы Лл и Рр?

7. Подчеркни букву Р:

Г В Р Я Ч Б Е Ф Р З Р Г Р Е Ч Ы Б Ь Р Г Р В Ч Р Ь Р З Я Ф Р Е Ч Р Ь Б Р Г Н З Р К В С Р Ь Ю Я Р Ф Ы Р Г Р Ь Р Б Ч Я Р В Ы Ф Р З Г Н Р Б П
у д р б ь г з р в р г т р п ч р г д у р б ь р г н р я р п т

Подчеркни букву Л:

П А Л Д Н Г У М Л И Т Л Д Л П Л М А Г Л У А Н Л Д Л П Л М А П Л М И Т Л Д Л Н Г А Л Ц Ч Я Л П А Я Л М И Т Л Ь Г Л Н Ц У Л Д Л Д Л
м а ш л и т л щ п л а ц м л н л и л м п л н ш л а л с ч

Подчеркни букву Р, зачеркни букву Л:

А Л Я Н Р Ь Р В Л Ч Д П Р Л Ф Ь Л М И Д Р В А Л П Р Ч Я Л Р Я В А Р Д Л С М Л И Т В Р Я Ь Р Ч В Г Л Б Д Л П А Р В Я Ч М Л Ь Р З В Я Р
м л р у г п т м р л д у р з д л м р п л г у р д л м л п р

8. Прочитайте сначала слова с буквой Л, а затем - с Р. Следите за правильным произношением этих звуков.

Цифра, голубой, врач, пружина, клен, пробка, глобус, трава, трамвай, молния, пчела, правда, кран, флаг, клоун, осел, груша, класс, шоколад, прыжок, дрова, салат, молоко, крыша, праздник, норка, голубь, проезд, артист, ландыш.

9. Игра "Кто больше?". Необходимо придумать и записать как можно больше слов: начинающихся на буквы Л, Р; имеющих их в своем составе.

10. Прочитайте слова, сравните их произношение. Запишите слова в три столбика - с буквой Р, с буквой Л, с буквами Р и Л в одном слове. Л пишите зеленым цветом, Р - синим.

Ласточка, радость, ромашка, лотос, перо, весло, рука, луна, клуб, круг, рис, лист, рыба, липа, рыжик, лыжи, дар, зал, вокзал, комар, удар, сигнал, хор, гол, куртка, булка, офицер, дятел, иголка, морковь, шляпа, дракон, коронаЖ лава, лев, театр, малина.

Крокодил, приятель, грелка, ларек, зеркало, крыло, Лариса, пролезать, зритель, апрель, карамель.