Что говорят психологи?
Распознавание и учитывание эмоций является важнейшим фактором нормального социального развития ребенка.
Эти важнейшие умения ребенок приобретает, когда родители разговаривают с ним о чувствах, эмоциях; объясняют как связаны чувства и ситуации, их вызывающие.>>>>
Я за самим собой заметил, что многие всплески познавательной активности своих детей я воспринимаю как баловство или каприз. Лишь понемногу я начал понимать, что в этом «броуновском движении» тела и мыслей моих детей есть своя закономерность. Они, как вода, пытались разлить свою энергию во все стороны, затекая в каждое отверстие, исследуя, проверяя и перепроверяя окружающий мир. Это для нас с вами есть важные и неважные дела. Ну а ребенок находится во власти стихийных внутренних сил, заставляющих познавать все, на что обращается его внимание.
Дети – «порождение хаоса». А нам хочется отдыхать после работы. И мы пытаемся остановить хаотичное движение маленького существа по нашей квартире, отбиться от его вопросов и требований поиграть.
И если я поддамся собственному эгоистическому стремлению сделать ребенка тихим и послушным, то закупорю в нем животворный ключ внутренней силы, ведущей к познанию мира.
Святослав впервые дополз до стены и ударил в нее головой. Не больно. В той комнате стена была обшита фанерой. Он отполз на полшага и боднул стену еще раз. После первого удара, который явился для него неожиданностью, он не заплакал, не впал в ступор, а провел эксперимент. Итоги проанализировал и головой в стену больше не бился. А если бы мы не подпустили его к стене? Ничего хорошего не вышло бы и из нашей попытки ускорить развитие ребенка, например, ударяя его головой в стену по собственному желанию. Главный вывод после такого насильственного эксперимента будет отнюдь не о плотности стены, а об опасности, исходящей со стороны родителей.
Родители, ждите, когда ребенок сам налетит на стену, и тогда воспользуйтесь возможностью помочь ему с осознанием происшедшего!
Постепенно можно сделать этот процесс в значительной степени управляемым. Важно только иметь достаточно свободного времени для наблюдения за ребенком в разных ситуациях и уважительный интерес к его личным открытиям.
Природа заложила тактику проб и ошибок как основу познавательного поведения, чтобы позволить маленькой личности самостоятельно выбрать наиболее подходящий вариант для данного места и времени. Не совершая ошибок, она не будет учиться.
Жизненный опыт нельзя заменить наставлениями и лекциями просто потому, что это будет чужой жизненный опыт. Но реакции и оценки родителей должны быть по возможности понятными и однозначными, чтобы не вносить дополнительную путаницу в создаваемый на их глазах очередной Образ Мира.
Итак, мы поощряем в ребенке САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ и признаем за ним право на проверку. В нашем случае «защитить» означает «объяснить и подготовить». Профессиональное и личное сливаются здесь в одно целое.
Здесь не существует общих правил. Для одного ребенка будет обидно слушать ваши шутки, для другого непереносимо равнодушие, для третьего даже подбадривающая фраза: «Ты у нас все можешь» станет символом насилия. Все случаи индивидуальны. Главное: важно то, что вы имеете в виду, а то, как это воспринимает ваше чадо.
Д.Морозов
Эмоциональное развитие ребенка
Эмоции
Распознавание и использование эмоций других людей
Регулирование эмоций
1. Эмоции
В современной психологии выделяется два вида эмоций: базовые и комплексные. Базовые - это эмоции, переживаемые одинаково всеми людьми - радость, гнев, удивление, страх, отвращение и печаль. Каждая такая эмоция состоит из субъективного чувства, физического состояния и внешнего проявления - поведения.
Представьте себе, что вы сильно рассердились. Вы чувствуете, что /внутри все клокочет/, физиологически ваше сердце стало биться чаще, лицо покраснело, повысилось артериальное давление, а внешне это выразилось в том, что вы хмуро посмотрели на обидчика и вышли из комнаты.
В дополнение к базовым люди еще переживают комплексные эмоции - гордость, замешательство, вина. Эти эмоции по-разному переживаются в разных культурах.
Базовые эмоции сопровождают человека с первых месяцев жизни. Примерно в 2-х месячном возрасте у младенцев впервые появляется социальная улыбка: они улыбаются, когда видят другое человеческое лицо. Улыбка и гуление - способ выражения удовольствия и радости младенца при виде другого человека.
В возрасте около 4-х месяцев улыбка сопровождается смехом: ребенок смеется, когда испытывает активную физическую стимуляцию. Есть хороший способ вызвать у младенцев смех - начать щекотать или подбрасывать их. В конце первого года жизни младенцы часто смеются, когда знакомые события принимают неожиданный оборот. Например, когда мама делает вид, что пьет из детской бутылочки, или когда отец пытается обмотать себя пеленкой. Теперь смех становиться реакцией не только на физическую, но и на психологическую стимуляцию.
Мы намного меньше знаем о развитии отрицательных эмоций. Разумеется, новорожденные выражают страдание, но вычленить конкретные эмоции в нем трудно. Гнев появляется постепенно, его отчетливые проявления возникают между 4 и 6 месяцами. Малыши сердятся, например, если их лишают любимой еды или игрушек. В дальнейшем, около 8 месяцев, малыши начинают сердиться, когда их действия пресекаются взрослым.
Как и гнев, страх редко проявляется у новорожденных. Первые отчетливые признаки страха появляются в 6 месяцев в присутствии незнакомых людей. Настороженное отношение к незнакомцам имеет адаптивный характер и необходимо для обеспечения безопасности ребенка. Появляется оно в тот период, когда ребенок овладевает ползанием и призвано сдерживать малышей в попытках уползти далеко от родителей. Когда малыш научится интерпретировать выражение лица постороннего человека, этот страх постепенно исчезает.
Зато появляются другие страхи - многие дошкольники боятся темноты и вымышленных существ. Такие страхи, как правило, снижаются в началу школьного обучения, когда ребенок способен провести четкую границу между вымыслом и реальностью.
В связи с этим нужно обратить внимание на фильмы и книги, и тщательно выбирать их для своего ребенка. Когда сказка начинается с определения границ /В некотором царстве, в некотором государстве:/, или место действия фильма явно сказочное, ребенок принимает эту условность. В этом случае, каких бы страшилищ и уродов ему не показали, он знает, что закончится фильм и они исчезнут навсегда.
Опасность для данного возраста представляют страшные сказки, действие в которых развивается якобы в реальной жизни. Особенно, если они не предназначены для маленьких детей. В силу возрастных особенностей психики ребенку трудно абстрагироваться. И он ожидает /монстра из-под кровати/ - как в кино.
Эти страхи сменяются школьными тревогами. Родителям необходимо поддерживать уверенность ребенка в себе, чтобы естественная обеспокоенность школьными делами не переросла в тревожность и школьную фобию. Если у ребенка сложности в школе, он должен быть уверен, что дома у него все в порядке. Это необходимое правило нормального эмоционального развития.
Комплексные эмоции появляются позднее, так как зависят от понимания ребенком собственного /Я/. Происходит это приблизительно 18-24 месяца. Дети испытывают чувство вины или замешательство, когда сделали нечто, что делать не должны. Например, разбивший чашку ребенок, вероятно, думает: /Вы велели мне быть осторожным. А я не был!/. Точно так же дети испытывают гордость, когда сделают что-то новое и трудное.
Для того, чтобы испытывать комплексные эмоции у детей должно быть достаточно высокое когнитивное (умственное) развитие.
Комплексные эмоции зависят так же от культурной среды: ситуации вызывающие гордость в одной культуре, могут вызвать замешательство в другой.
В целом комплексные эмоции, такие как гордость и вина, требуют более тонкого понимания и в большей степени обусловлены культурой, чем такие базовые эмоции как радость и страх, которые обусловлены биологически.
2. Распознавание и использование эмоций других людей
Умение распознавать эмоции других людей, правильно интерпретировать вербальное (словесное) и невербальное (позы, жесты, мимика) поведение исключительно важно для жизни человека в обществе. Когда же мы начинаем этому учиться?
Ребенок еще в утробе матери чувствует ее настроение и эмоции, которые она переживает. Это обусловлено химическими процессами в организме, который у матери и ребенка один на двоих. Новорожденный с первых дней жизни чувствует состояние людей, которые за ним ухаживают. Нервничает, если его неуверенно берут на руки, если обстановка в доме неспокойная, если мама расстроена.
К 6-7 месяцам дети начинают различать выражения лица, связанные с различными эмоциями: могут отличить радостное, улыбающееся от печального, хмурого. Одновременно ребенок учится корректировать свое поведение, подстраиваться по эмоции взрослых. Если мама обращается к ребенку радостно и весело, то и малыш выражает радость. Если мама хмурится, то и ребенок начинает сердиться.
Так же как взрослые, младенцы используют эмоции других, чтобы корректировать свое поведение. В незнакомой или неопределенной ситуации малыши смотрят на мать или отца, как бы ища подсказок, это явление называется - социальная сверка.
Все матери сталкивались с такой ситуацией. Маленький ребенок, только начавший ходить, делает несколько шагов и падает на попу. Если мать пугается, начинает ахать и охать - ребенок начинает плакать; если мама сохраняет спокойствие, говорит успокаивающе, помогает подняться - ребенок улыбается и пытается топать дальше.
Проводились исследования, во время которых 12-месячным детям показывали незнакомые игрушки. Родители в одних случаях выражали радость, в других - испуг. Когда родители выглядели испуганными, дети отодвигались от игрушек и отказывались брать их в руки.
Но, ребенок хорошо отличает, действительно ли мама напугана или она притворяется, играя с ним.
Со временем ребенок начинает понимать, почему люди испытывают те или иные эмоции. К 3 годам, например, ребенок уже понимает, что нежелательные или неприятные события заставляют человека испытывать гнев или печаль. Они могут дифференцировать эти чувства и даже объяснить.
/Когда у меня кукла сломалась, мне грустно было очень. А Петька смеялся и дразнил, и платье куклино порвал. Я на него злюсь/.
Дошкольники также понимают, что даже воспоминание о печальном событии может вызвать грусть.
С 6-7 лет дети начинают понимать, что люди могут испытывать /смешанные чувства/, могут объяснить, почему люди чувствуют себя /одновременно и хорошо, и плохо/.
По мере того, как дети развиваются, они начинают усваивать правила проявления чувств, то есть специфические для данной культуры нормы выражения эмоции в конкретной обстановке или при общении с конкретным человеком.
Так как дети лучше понимают эмоции, возрастает их способность помогать другим людям. Они уже понимают, что эмоции говорят о потребностях другого человека.
Лучшее понимание эмоций других также способствует развитию умения бесконфликтно играть со сверстниками, потому что видят, как их поведение действует на других. То есть распознавание и учитывание эмоций является важнейшим фактором нормального социального развития ребенка.
Эти важнейшие умения ребенок приобретает, когда родители разговаривают с ним о чувствах, эмоциях; объясняют как связаны чувства и ситуации, их вызывающие. Положительные, теплые, доверительные отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами также связаны с пониманием эмоций. Почему это так? Видимо, при теплых отношениях все члены семьи выражают более широкий спектр эмоций и делают это чаще. Да к тому же охотно говорят о причинах своих чувств, предоставляя детям возможность узнать об эмоциях больше.
3. Регулирование эмоций
Вспомните момент, когда вы действительно рассердились на близкого человека. Вы кричали на него? Вы пытались обсудить дело спокойно? Или просто сделали вид, что ничего не произошло? Крик - это прямое выражение гнева, а спокойный разговор или игнорирование - это целенаправленные попытки управлять эмоцией.
Люди начинают регулировать свои эмоции еще во младенчестве. В 4-6 месяцев дети используют простые стратегии регуляции эмоций. Когда младенца что-то смущает или пугает, ребенок отворачивается. Еще один способ регулировать свой страх - придвинуться поближе к матери.
Дети постарше и подростки сталкиваются с более разнообразными ситуациями. Часто они стараются не думать о том, что их пугает, игнорировать проблему. Это ведет к тому, что страх загоняется внутрь, но не проходит, возникает тревожность, часто они срываются на крик и угрозы.
Дети не достаточно хорошо регулирующие свои эмоции, чаще имеют проблемы со сверстниками. Когда дети не могут контролировать гнев, тревогу или печаль, то они испытывают трудности в разрешении конфликтов, а это неизбежно влияет на отношения.
Важнейшая задача родителей - научить ребенка регулировать свои эмоции, проявлять их в социально приемлемой форме.