Rambler's Top100

РазУмейка-методики раннего развития и обучения детей.

Объявление

Наш форум представляет собой прекрасное пособие для будущих мам и пап, а также для молодых родителей. В нем есть практически все, что нужно знать о беременности и родах, послеродовом периоде, а также о самом главном - развитии, воспитании и здоровье малыша первых лет жизни.
Научиться рисовать может каждый! С 21 по 27 февраля на 'этом сайте http://emoroz.ru/ проводится БЕСПЛАТНЫЙ Мастер-Класс \"Талант за 7 Дней!\" Вы будете рисовать у себя дома в комфортной обстановке! Каждый день сначала будет краткая теория, потом — практика! Всего за 7 Дней Вы откроете в себе Художника! Даже, если Вы никогда раньше не умели рисовать! Спешите, количество мест ограничено!
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь. Есть скрытые темы для гостей. .

Internet Map КЛИКАЙ НА ДОМ. ТВОЙ КЛИК ВАЖЕН. И ОН ПОЯВИТСЯ НА КАРТЕ. ПОМОГИ НАМ НАЙТИ ПРИСТАНИЩЕ


ВОТ ЭТО И ЕСТЬ ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ,,,!!!


Страна Мастеров

ФОТОКОНКУРСЫ


Игрушки для взрослых

Комната отдыха
Поворчалки, поболталки и прочие занудства
Хочу похудеть

Хочу быть красивой

Хочу быть здоровой

Хочу быть стильной

Хочу отдохнуть

Хочу Уют в доме

Хочу Вкусненького РЕЦЕПТ НЕДЕЛИ Rambler's Top100


ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ и РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА

Что такое раннее развитие детей.

Словарь родителя раннего развития

Обзор методик развития М. Монтессори-методика:

СТРОНИЧКА ЛОГОПЕДА

НАША Библиотека

Детские презентации

ФИЗМИНУТКИ НОВЫЙ РАЗДЕЛ "ДЕТСКИЕ ПОДЕЛКИ
О ДЕТСКОМ ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ г. ВИДНОЕ "РАЗУМЕЙКА" тел 547-07-81 : 410-04 75



ЗАПИСЬ В ЦЕНТР тел 547-07-81 : 410-04 75

Занятия по рисованию тел 547-07-81 : 410-04 75

Занятия по лепке

Учимся читать

Учимся считать

ЗАНЯТИЯ на КАЖДЫЙ день

ФИЗМИНУТКИ


Дела семейные

БЕРЕМЕННОСТЬ. РОДЫ



Уход за ребёнком. Календарь развития ребенка до г

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » РазУмейка-методики раннего развития и обучения детей. » Сценарии праздников. Поздравления. » НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ РУССКИХ ТУЛУНСКОГО РАЙОНА, ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ ЦИКЛ. МАС


НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ РУССКИХ ТУЛУНСКОГО РАЙОНА, ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ ЦИКЛ. МАС

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ РУССКИХ ТУЛУНСКОГО РАЙОНА, ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ ЦИКЛ. МАСЛЕННИЦА

(по материалам фольклорно-этнографических экспедиций
Дома фольклора и ремесел 1997-2000 г.).

Масленица - древнеславянский праздник "проводов зимы", которым отличается переход к весне и весенним земледельческим работам. Из всех древних славянских праздников Масленица - самый древний. Масленица была принята Православной Церковью как религиозный праздник - сырная неделя, сыропустная, когда мяса уже исключается из рациона, но разрешается есть молочную пищу и яйца.

О встрече и проведении Масленицы заботились ещё с субботы предшествующей недели, начиная заранее печь блины. Всю масляную неделю праздновали широко, весело. Ходили друг к другу в гости на блины, катались по улицам на лошадях в разукрашенных санях. Иногда в санный поезд впрягали вместо лошади ватагу ряженых, на сани водружали столб с вертящимся колесом - символ возрождающегося солнца, делали «ледянки», «катушки» - ледяные горы и съезжали с них на санках, бересте, коже и "ледынцах". Гуляли ряженые, плясали вокруг костра из чучела соломенного, обряженного в «бабью лопоть»: сарафан, платок, повязанной по-старушечьи - с низким захватом лба, в руке - блин, в другой - сковородка. В центре внимания на Масленице оказывались молодожены: они одевались в свои лучшие наряды и непременно принимали участие в катаниях.

Для каждого дня Масленичной неделе имелось свое название. Понедельник - встреча. К первому дню Масленицы устраиваются общественные горы - ледянки, каталки, качели, столы со разнообразными  яствами.

Вторник - заигрыш. С утра приглашались девушки и парни покататься на горах, поесть блинов. Гостей принимали у ворот или у крыльца. Молодцы высматривали невест, а девицы поглядывали на суженых.

Среда - лакомка. В среду тещи приглашали своих зятьёв на блины, а для забавы любимого зятя созывали всех родных.

Четверг - широкий четверток, перелом. Начинался масленичный разгул: катались по улицам, совершали различные обряды, в некоторых местах отмечены кулачные бои.

Пятница - тещины вечерки. В этот день зятья угощали блинами своих тещ (иногда со всей родней). Зять обязан был с вечера лично приглашать тещу. Суббота - золовкины посиделки. Молодая невестка приглашала своих родных к себе. Дети строили снежные городки. Воскресенье - проводы, прощанье, целовник. Соломенную куклу. Прощание между родными и знакомыми происходит вечером. Прощание завершалось поцелуем. Встретить весну необходимо было с чистой совестью и телом. По окончании Масленицы все шли в баню.

Отличительная черта Масленицы - катание по улицам на лошадях. "Взад и вперед мчатся однопряжки, пары, тройки, весело позвякивая всяким "вызвоном" (колокольчики, бубенчики), красуясь искусно сделанной сбруей, разноцветными ленточками в заплетенных косичках лошадиных грив. В "кошевках»,   "кошевнях" сидят разряженные катающиеся "кумпании" - пожилые  особо, молодежь особо, громко распевая "проголосны" песни. От поры до времени из общей вереницы кошевок отделяются некоторые и останавливаются перед той или иной избой, где для приглашенных "поежжан" (гостей) давно "собраны столы" с масленичной "ествой", хмельным или "травяным" пивом, а также водкой" (Макаренко, 95).

С представлениями проходил последний день Масленицы - "прошшонное воскресенье", "целовальник" .  "… все больше бабы, - приделает из кудели бороду, верхом на коне задом на перед сядет да и ездит взад-вперед по деревне из конца в конец. То сани двои или трои вместе рядом свяжут, запрягут задом наперед, на сани поставят лавку, на ней сидит старуха с прялкой, куделю прядет, а старик сзади стоит, над ней кормует, кулаками размахивает. Всяко-то, всяко представляются, только бы чуднее было" (Виноградов, 34).

Вечером в этот день ездили на кладбище прощаться с родителями, посещали родственников, молодые кланялись пожилым в ноги, да и просто люди кланялись друг другу, просили прощение и обязательно целовались.

В деревнях Тулунского района разграничения по дням масленичной недели нет. Поэтому нет и обрядов, связанных с этими днями (сожжение Масленицы, Прощенное Воскресенье, тещины вечерки, золовкины посиделки).

Выпечка блинов, катание на лошадях, катание с горки, уличные гуляния - важные элементы масленичной обрядности. Старожилы в своих рассказах часто упоминают, что в эти дни деревенская молодежь любила «обряжаться», петь масленичные песни. "На Масленицу коней запрягали, катались на горках, обязательно пекли блины, а как же без них-то" (Е. И. Бурсевич из с. Усть-Кульск).

"Запрягали лошадей, ставили туда ступку, куделю сделают и песни поют все про Масленицу:

              Масленица - белый сыр,
            Ой, ой люли - белый сыр,
            Что ж ты нам принесла?
            Ой, ой люли, ой люли,
            И соху, и борону,
            Ой, ой люли, ой люли,
            Хлеба горбушку и воды кружку,
            Ой, ой люли, ой люли, нам принесла"

(К. М. Дудкевич из с. Гадалей).

"Ходили на Масленку, наряжались, даже так наряжались - покойника делали. Ну вот один человек становится впереди, голову согнет, ровно голова у него согнутая, а второй человек сзади руки свои вытягивает на его вот так, голову откидывает и получается, как покойник, вперед ногами, а первый-то человек руки вытянет туда, как ноги, наденут ему обутки какие-нибудь, обычно надевали катанки обрезанные, а тут накроют простынью, и получится, как покойник. И вот заходили даже в дома, вечером, не днем, а вечером, некоторые даже пугались: заходят, покойника заносят в избу. А вечером опять начинаются какие-то причуды, кто на метле едет, и бабой Ягой наряжались, и этим, вороной наряжались, крылья такие сделают, нос такой, но наряжались так-то по-настоящему…" (с. Гадалей).

Отшумела широкая Масленица, и на смену всем весельям и пиршествам приходит Великий пост. Великий пост продолжается семь недель - от прощеного Воскресенья до Пасхи. Чистый понедельник - первый день поста. В этот день, считалось, что женщины не должны стирать, выполнять тяжёлую работу.

Шестая неделя поста - "вербина" (сиверна) неделя. Вербное воскресение - последнее воскресение перед Пасхой. Этот праздник напоминает верующим о входе Иисуса в Иерусалим. Накануне этого события Христос творил чудеса, о которых узнали жители города, и паломники жаждали видеть чудотворца. За шесть дней до Пасхи Христос в окружении учеников двинулся в Иерусалим. Все, кто встречал его на пути, стелили путь пальмовыми ветками. В этот день в церкви совершается обряд освящения вербы, ей приписывают множество магических свойств. Вербой первый раз после зиму выгоняли скот в поле, пучки вербы вешали в хлевах и стойлах. Наши предки заметили, что вода, в которую опущена веточка вербы, сохраняется свежей долгое время. В вербе есть дубильные вещества, препятствующие развитию гнилостных бактерий. Верба – растение, которое первое среди других оживает после зимы. Интересно сообщение А. А. Макаренко: "В Вербино воскресеньё идут в церковь с вербой, а после службы, возвратившись домой, "стегают" лозой домашний скот и ребятишек, приговаривая: "Как вербочка растёт, так и ты расти!"… чтобы "здоровьецо у них прибыло". Потом вербу убирают цветными бумажками и ставят к иконам" (Макаренко, 102).

Последняя неделя поста - страстная неделя. Эта неделя установлена в память страданий Иисуса Христа. Все дни Страстной недели называются Великими, с каждым днём Страстной недели связаны свои обычаи и приметы. С Великого Понедельника начиналась подготовка к Пасхе. Женщины убирались в домах, а мужчины заготавливали корм для скотины на всю Светлую неделю. В Великий вторник полагалось делать "соченое молоко". С Великой Среды собирали снег по оврагам, натаявшую от него воду солили прошлогодней "четверговой" солью и этой водой обливали всю скотину во дворе. Считалось, что этот обряд предохраняет двор от всякого "напуска" на целый год. В Великий Четверг хозяйка дома перед тем как лечь спать, ставит на стол в "передней" угол ковригу (хлеба) и соль, а под стол - пепел и смолу; хлеб и соль. Именно этот день, по выражению Г. С. Виноградова, считается "хитрым", и "ворожейным". "В ночь на него колдуньи ходят по дворам и портят скот. В эту ночь можно наблюдать домового, поймать на месте преступления колдуна" (Виноградов, 36).

А. А. Макаренко замечает, что в этот день "колдуют" и охотники, и рыболовы, чтобы удачной была охота и рыбалка в этом году. А хозяйки, чтобы предохранить домашний скот, совершали вот такой обряд: "Хорошая то хозяйка в этот день встанет до солнца, чтобы никто не видал, чтобы даже солнце не видало, расплетут волосья, без юбки, в одной станушке, идут во двор с клюкой, там садятся на неё верхом - и то бегом бегают, то шагом ходят (подражая бегу домашних животных), то ржет по-конски, то мычат, как коровы, то клохчут по-куричьи. До солнца успевают накормить всю птицу и всю как есть скотину, намазать смолой лоб и рога рогатому скоту, чтобы не хворал". "Утром запасаются четверожной солью, которая имеет большое применение в народной ветеринарии, в медицине, в хозяйстве. Четверожная соль употребляется как средство против гнуса, когда тот нападает на огород. Эту соль прежде брали с собой мужики в яшулину - на случай заболевания лошадей" (Виноградов, 37).

О добыче такой соли сообщает А. А. Макаренко: "Соль ставят в "посудке" на некоторое время в печь, истопленную "воскресным дровам", топят печь и простыми дровами, но зажигают их с помощью "деревяннова огня" (Макаренко, 106).

В Великий Четверг принято красить яйца к Пасхе. Крашеное яйцо кладут на «завалинку в подполье» - угощение для домового.

В Тулунском районе этот день называют Чистым Четвергом. Люди  считали своей обязанностью в этот день чистить дом: «скоблили пол, стены кесарем, чистили подполье», с особой тщательностью убирался двор. Все члены семьи мылись в бане. "В Чистый Четверг скоблят все в избе ножом, все же деревянно было. Подполье вычистят, чтобы никаких букашек не заводилось" (Г. В. Лыкова из с. Шерагул). "И вот перед Пасхой в Чистый Четверг, она истопит баню и ведет всех, чтобы вымылись до захода солнца"( Н. А. Бирючева из д. Бурхун).

В деревнях Тулунского района до наших дней дошли немногие обряды, связанные с Великим постом. Сохранилось празднование Вербного воскресенья, частично обряды Чистого Четверга.

На время Великого Поста приходится ещё один большой праздник - Благовещение. На Благовещение считалось, что солнце играет при восходе. Тяжким  грехом было работать в этот день «На Благовешшение птица гнезда не вьет, девица косы не плетет». Если птица проспит Благовещенскую утреню и завьёт в этот день гнездо, то в наказание у неё отнимаются крылья, и она не может летать, а вместо того ходит по земле. Особый запрет городить огород – дождь загораживать.

По этому дню определяют, какая будет весна, какой урожай. "Рано утром, пока все спят, окуривают скот ладаном. Старики примечают: какой день простоит в Благовещенье, такая и весна будет; если день был красный, - весна будет стоять красна, ведро будет. Ждут первого грома: "Благовешение прошло, гляди - гром будет греметь" (Виноградов, 10).

Заканчивался Великий Пост, хозяйки старались переделать всю работу по дому. Готовились к самому светлому празднику праздников - Пасхе. В последнюю ночь перед Пасхой стараются не спать, даже те,  кто не ходит в церковь, ждут церковного благовеста.

В основе празднования Пасхи лежит миф "о чудесном воскресении" Иисуса Христа. У этого праздника - длинная и сложная история. В этот день в обыкновении катание яиц. Катали яйца на улице с бугорка или специального лоточка. Когда катившееся яйцо ударялось о чьё-нибудь на земле, играющий брал это яйцо себе. Праздник отмечали всю Светлую неделю (пасхальная неделя называется Светлой). Водили хороводы, пели песни, катались на качелях. Первое воскресение после Пасхи посвящено явлению воскресшего Христа своим ученикам, среди которых находился и апостол Фома, который до этого не верил в чудо Воскресения. В народе это воскресение называлось Красной горкой. В некоторых местах Красной неделей называлась вся Фомина неделя. Игры на Красной горке посещала, как правило, вся молодёжь, женихи выбирали невест. Считалось даже плохой приметой, если девушка или парень на Красную горку просидели дома. "Катали так: делали такие вот корытца, и по этим корытцам невысоко яйца катали, чье яйцо дальше укатится, то забирает другого яйцо. И били тоже яйцы…" (М. М. Клусс из д. Усть-Кульск).

"Делали желобок, луночку. Подстругаешь их так, чтобы яичко не разбивалось. В ряд расставляешь яички. Игроки бросают копейку - орлом или орешком,  для того, чтобы выбрать, нижнее или верхнее яйцо брать. Первый катает, второй катает, и если попало яйцо в яйцо, значит, второй забирает яйцо или ещё раз катает, так как он  выиграл" (Ф. Н. Семенов из д. Бурхун).

В этот день совершаются крестные ходы по деревням с иконами. Считалось, что нельзя плевать и выливать «ополоски» на улицу, особенно бросать в окно: в этот день Иисус, как воскреснет из мертвых и будет ходить под окошками и просить милостыню.

Разговляются крестьяне после заутрени "молосным": яйцами, пирожками с различными начинками, блинчиками, творогом со сметаной; пьют чай, пиво, водку. Весь почти Христов день сидят дома, проводя время в еде, питье и отдыхе; в гости приличествует идти с "пауженной" поры (перед вечером), после чего посещение гостей продолжается всю "Красну неделю". Первые три дня празднования считалось обязательным, остальные – по желанию.

У жителей Тулунского района Пасха - праздник, в котором в достаточно полной форме сохранились все обряды, отмеченные у Г.С. Виноградова. Это наиболее известный и почитаемый день. К Пасхе всегда готовятся и любят встречать: "Ночью в 12 часов стреляли с ружья, обычай был такой. В 12 часов ночи Христос спускался с небес, и так его встречали" (Ф. Н. Семенов из д. Бурхун).

"А в Пасху, на первый день мама всю ночь, почти до утра, готовила. Там яички красила и че-то стряпала, стряпала, а потом на первый день в Пасху никто никуда не ходил в гости. Все отдыхали дома, потому что в церкви раньше стояли всю ночь, а потом придут утром, разговеются, а днем спят - отдыхают дома. Должны хозяева сами разговляться только, больше без посторонних" (Е. И. Давыденко из д. Бурхун). Конечно же, в Пасху обязательным было раздавать яйца ребятишкам.

           В с. Усть-Кульск на Пасху пели специальные вассолы, славящие Иисуса Христа:

            "Через речку хладка, гладка,
            Там ходила Божья матка,
             Христос Воскрес!  (3 раза)
            А вы же добры люди,
            А вы же добры люди -
             Христос Воскрес!  (3 раза)
            Ти бачили моего сынка,
            Ти видели моего сынка -
             Христос Воскрес!  (3 раза)
            Твоего сына жиды украли,
            Твоего сына жиды украли -
             Ручки, ножки прибивали,
             На головку хомут одевали.
              Христос Воскрес!"

А в с. Икей в этот праздник избу украшали пихтой и наряжали её веточки разноцветной скорлупой яиц.

Троицкая, или Семицкая неделя - седьмая неделя после Пасхи, заканчивающаяся днем Святой Троицы, в народе называлась Зелеными Святками.

Троица - праздник березок и цветов. В этот день украшали дома, дворы, улицы ветками березы и цветами. Ходили к обедне в этот день с березовыми ветками и букетами полевых цветов. Цветы из церкви, и трава, которой устилали пол храма, не выбрасывались. Их засушивали и хранили за иконами.

На этот праздник пекли караваи, завивали венки из березы и цветов, приглашали гостей. С полудня начиналось празднество молодежи. В роще на большой поляне рассаживались семейными кругами для угощения, расстилали скатерть, ставили каравай. Затем молодежь с венками на голове водила хороводы, играла в горелки. Ближе к вечеру гадали у реки, бросая венки в воду. Если венок поплывет - счастье, утонет - несчастье. Если венок завертится на одном месте - расстройство свадьбы, семейные ссоры. Если венок остановился на одном месте, то в этот год не быть замужем. В какую сторону вода понесет венок, в ту сторону и замуж идти, чей венок принесет к берегу первым, та из гадающих первая выйдет замуж.

Троицкому караваю и скатерти приписывали особенную силу. Караваи  засушивали и хранили до свадьбы. Сухари замешивали в свадебный каравай, чтобы обеспечить счастье и любовь молодой семьи.

У А. А. Макаренко отмечено, что Семик - исключительно девичий праздник. А у Виноградова читаем: "Поминают в этот день утопленников, самоубийц, сами на себя которые руки наложили. Раньше их хоронили за кладбищем, а теперь уже всех вместе хоронят. Поминанья подают на престол, после обедни идут с панихиды на кладбище, дают старикам поминать. Красят для покойников яйца - синими святками или листом винишным, христосуются с имя" (Виноградов, 42). Вероятно, это связано с поверьем, что именно в эти дни просыпаются души усопших, вспоминая свою прежнюю жизнь.

О Семике вспоминает Елизавета Нестеровна Морозова из села Гадалей: в этот день наряжали куклу, как ребёнка. Делали её из веток, палок. Одевали на палки старую одежду, тряпки. И с этой куклой ходили по дворам, подходили к каждому двору и просили разрешения спеть песню:

- Овечушки, лохматушки.
- Кто на вас напасётся?
Мои ластушки.
Мамка стара, дочка мала.
А я молоденька
Мало напряла.

Хозяева угощали стряпнёй и яйцами. Всё, что давали, берегли до воскресенья, до Троицы и шли со всем этим в лес, устраивали гулянья.

А теперь сравним: у Г.С. Виноградова описан Семик по воспоминаниям М. М. Стеклянниковой, жительницы с. Гадалей: "В Гадалее в Семик "делают яишницу". Идут в лес с яйцами, там гоношат яйшницу, "убирают" берёзку, потом несут топить её, а к вечеру, когда идут с реки, поют "Вьюна". По всему-то Гадалею "вьюнов" (т.е. кружков человек по 10 - 15) пять. Поют "Вьюна" под окошками. Имя подают два - три яичка. Эти яйца берегут до Троицы, а в Троицу девки идут "на горку" с яйцами" (Виноградов, 43).

А вот как встречали этот день по рассказам, собранным Г. С. Виноградовым в Икее: "Бабушка Мартынка с многочисленной группой ребятишек, по преимуществу девочек в возрасте от 5 до 10 лет, идёт в этот день в лес, наряжает платьем берёзку, ростом аршина в полтора, затем ходят по селу и поют с ребятами под окнами частушки. Из избы подают яйцо или два. За поданное следует благодарение, выражающееся в пении и приплясывании в такт частушке. Компанию "семишников" сопровождает толпа любопытствующих… Когда обойдено всё село - сначала одна сторона улицы, потом другая - "семишники" идут на поляну к лесу, там "угощаются", делят остатки собранного и расходятся по домам" (Виноградов, 44).

С Семика начинается подготовка к празднованию Троицы. Празднуют три дня. К Троице яйца красят; "пива" варят. Избы, предварительно вымытые, выскобленные или выбеленные, украшаются внутри и снаружи свежими березками; пол посыпается свежей травой. В церквах и часовнях "доброхотами" тоже ставится и посыпается "зелень" (березки, цветы, трава и багульник)…

В первый день Троицы, после церковной службы и домашнего обеда, девицы группами отправляются в рощи, осматривать заплетенные ими в Семик "косы" и разгадать свою судьбу. При этом полагают: если оставленная в Семик "коса" расплетется, это означает, что и девушке "расплетут косу", то есть в ближайшем будущем она выйдет замуж. За ними следом направляются парни, цель которых помешать "девьим затеям", насмешить их прибаутками, взвеселить песнями, пляской.

Как же встречали Троицу в деревнях Тулунского района? Обязательным атрибутом этого праздника является березка, здесь ее называют май. Березками украшали дома, листьями устилали пол в избе, в церкви. "В Троицу обязательно нарубят березы и под каждым окошком поставят, чтобы зеленые стояли, что-нибудь там навяжут, бумажки или тряпочки какие, нарядят эти березочки, потом дня три они стоят зелененькие под окошками", - рассказывает старожил села Бурхун М. А. Семенова.

Березы обычно стояли несколько дней, а в деревне Гадалей все эти березки собирались и вечером сжигались в огромном костре. Этот костер, считали жители, отпугивал ведьм, которые в этот день выходили из болот, лесов и рек. Девушки ходили в лес, завивали березки, плели венки, гадали: "Венки в речку пускали. Если закружится на месте, то не выйдет замуж в этом году, а если поплыл, то собирайся, девка, замуж".

И, конечно, немало историй, подтверждающих "сбыточность" гаданий: "Пришли, давай венки завивать, плести. А эта Таня кинула в воду, и никто не видал этот венок. Видела, как в руках держала... Ну ладно, потонул. После Троицы пришли через неделю на это место купаться, а она утонула", - говорит Н. А. Гапеевцева из с. Икей.

В Шерагуле обязательной традицией на Троицу считалась жарка яиц: "В Троицу жарили яишницы: по три яйца, по пол-литра молока. Вот таки сковородки большущие среди улицы, ложут кирпичи, щепок; когда сковорода накаляется, ложат сало туда, потом яйца…", - сообщает Г. В. Лыкова

В Бурхуне старожил Ф. М. Семенов рассказывает: "У нас на кладбище ходили в Троицу. Идут люди на кладбище, поминают кутьей, яички красненьки обязательно. Каждый на своей могиле…"

В своих рассказах старые люди часто вспоминают, что яйца, собранные в четверг (Семик) до Пасхи, брали с собой в лес на Троицу.

Таким образом, в селениях Тулунского района, как показывают экспедиционные материалы, сохранились  самые разнообразные традиции празднования Пасхи.

Большим праздником летнего периода по праву считается Иван Купала.   В народном календаре этот день связывается чудесами., которые, в частности, происходят в ночь на Ивана Купалу: "Кто желает быть счастливым и богатым, пусть в "Иванову ночь", говорится на Ангаре, накосит копну травы и сохранит до "страшных вечеров". Рекомендуется пойти "тогды" к этой копне ночью, обойти вокруг нее "благословесь" (с молитвой) и очертить круг "огарком" (от первой лучины, зажженной осенью): черти, которые с удовольствием избирают для своих сборищ "ивановски копны", взмолятся и за отпуск из крайне неприятного для них положения пообещают исполнить все требования такого смельчака" (Макаренко, 65). Или вот совсем необычная история: "В подполье или бане варят черную кошку, предварительно выбросив из неё кишки. Когда кошка сварится, очерчивают углем круг, в котором на табуретке садится человек перед зеркалом и начинает вынимать из кошки по одной косточке и показывает в зеркале, выберет таким образом все кости. Если он видит кости и в зеркале и в руках у себя, то бросает их за круг.

Нужно найти такую косточку, которую в руках видишь, а в зеркале не видишь. Это и есть "костка - невидимка"… Когда найдешь "костку - невидимку", делаешься счастливым обладателем чудесной вещи, которая помогает человеку всюду: захочешь денег - костка их сделает невидимыми для всех, кроме тебя, их легко тогда взять" (Виноградов, 20).

Тулунская земля оказалась богатой мифами, преданиями о купальском дне. Вот некоторые из них. "На Иван Купалу костер разводили и говорили, что ведьма прийдет. Но ведьма она не ходила, а кто-нибудь нарядится, так по-страшному и идет". (с. Усть-Кульск)

"Пошли они Иван Купала справлять. Вот катится колесо, а брат у костра стоял, взял посадил его на ось, и вдоль дороги. А на утро очнулись - нет брата, пошли, а он на березе висит" (с. Икей).

Достаточно большое количество рассказов было записано нами о хождении в эту ночь за папоротником. Никто никогда не видел его цветущим, хотя смельчаки, желающие отправится за этим цветком, находились. В рассказе жительницы с. Бурхун Л. Я. Лисициной мы услышали: "У одного мужчины, лошади не пришли домой. Он пошел искать лошадей, как раз захватило 12 часов, папоротник цвел, а его не так просто взять, страшно. А ему папоротник завалился в сапог. Ну, он потом ещё гнал лошадей домой, ему казалось все страшно, лес валился перед ним, не пускали домой, загораживали дорогу черти. Вот пригнал лошадей, его дома никто не видит, а он всех видит…".

Существует поверье, что именно в этот день на Ивана Купалу растения наполняются лечебными свойствами, и их необходимо собрать. Не только растения полны целебной и магической сил, но и роса тоже.  "… старушка у нас была… вот она росу собирала под Ивана Купала. До светлу, пока ещё не расцвело. Был у нее такой ковшичек, чтобы эту росу не ссекать с растения", - вспоминает Г. В. Лыкова из с. Шерагул.

В эту ночь, считают ночью разгула нечистой силы. «Если корова доится, то нужно обложить крапивой окошки в стайке, ворота где каки, перекрестки на дороге. Все нужно обложить крапивой. А то ведь эти колдуны могли превращаться в свиней, овечек и в собак. Вообще, они бегают и отнимают у коровы молоко" (Н. П. Почерней из с. Усть-Кульск).

Летний цикл не отмечен большим количеством праздников. Естественно, это связано с большими работами в поле, в саду, в огороде. Последний летний праздник, который до сих пор помнят и соблюдают все его традиции - Ильин день. В народе Илью считают суровым, грозным, карающим, в его подчинении дожди, гром, молнии; с другой стороны, Илья - щедрый, наделяющий, так как посылает на землю плодородие.

В этот день на Руси пекли из новой ржи хлеб и приносили для благословения в церковь, а также выпекали первые колоба и пышки из зерна нового урожая, приносили с полей сноп и ставили в "красный угол" избы. На Ильин день вся нечистая сила обращается в различных зверей - зайцев, лисиц, кошек, собак, волков и т.п. В связи с этим установился обычай в день Ильи не пускать в дом собак и кошек, чтобы не навести на избу грозу и молнию.

О грозе в народе говорят: Илья по небу на шести жеребцах ездит. Гром происходит от стука по небесной мостовой колесницы Ильи - пророка, который гоняет нечистого духа или змия. Молния - это стрелы, которыми Илья поражает злую силу.

На Илью бывают обыкновенно "воробьиные ночи", когда в течение целой недели раздаются оглушительные раскаты грома, молния почти беспрерывно ярко озаряет все небо, испуганные птицы постоянно мечутся, вспархивают, натыкаются на разные предметы и падают. В такие ночи ревет скот, страшно становится и не спится человеку.

Чтобы отвести беду, умилостивить грозного пророка, в Ильин день не работали в поле, не косили и не убирали сена.

Для сибирских календарей этот день характерен больше всего перечислением запретов. У А.А. Макаренко так и написано: "страшный праздник". Описаны случаи, когда нарушаются эти запреты. "По ягоды тоже не ходят. И веники не вяжут. М., ещё молодухой, с утра отправилась веники вязать. До полдня был красный день, потом поднялась страшная буря. Едва до дому добежала… Веники сгорели…" (Виноградов, 24).

"Один крестьянин робил в Илью. Случилась гроза. Мужик кинулся под лотку. Ударила громова стрела и убила мужика" (Макаренко, 71).

Наши рассказчицы в основном также соотносят этот день с нарушаемыми запретами. "Вот я как помню, на моей памяти в Илью поехали сено метать, только сметали, как дала гроза. И огород сгорел. И вот по тот день не стали работать" (Г. В. Лыкова из с. Шерагул). Или: "В Ильин день не работали. Не было такого, чтоб работали. Это тоже считалось грехом большим. Работать, в лес не ходить в этот день. На Илью и купаться нельзя, это тоже большой грех. Иначе что-то случится. У нас случалось. Двое тонули, одного-то спасли, а второй утонул", - говорит   Н. П. Почерней.

Одним из излюбленных праздников русского народа является Покров - время, когда заканчиваются все тяжелые сельскохозяйственные работы и можно подумать об отдыхе. Покровом заканчивается вся череда праздников. Покров справляли щедро, раздольно, покровское гулянье считалось последним игрищем в году. Покрытие земли снегом - это естественное явление природы, почти всегда совпадающее с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, как бы даёт повод народному наблюдению сближать понятие Покрова Пресвятой Богородицы со свадебным покрывалом. Само время праздника в сельскохозяйственном быту представляет особенные удобства для празднования свадеб: к этому дню оканчиваются все важнейшие сельские работы, естественно, теперь крестьяне могут спокойно думать о свадьбах.

В Тулунском районе, как и везде, в этот праздник игралось много свадеб. Этот праздник является межевым между осенью и зимой: "До Покрова - осень, за Покровом зима идет". С этого дня начинаются девичьи и бабьи посиделки. "Девки собираются по баням с куделей. Истопят баню, а если в одной тесно, то и другую истопят - ну и чешут, песни поют. Другой раз парни соберутца, шутят… Как девки уроки, сколь имя зададут, кончут - играют. Сделают складчину, чего-нибудь поись послаще, самовар поставят, чай пьют…" (Виноградов,  29).

Так же, как и на Европейской части России, Покров почитается особо девушками, для которых имеют символическое значение стародавние молитвословия: "Матушка Покров - мою голову покрой!" Или: "Покров - землю покрой снежком, а меня, молоду, - женишком!" В Сибири, между прочим, в старину голову невесты покрывали до венца "наметкой" (покрывало) из "бахты" (бумажная ткань)" (Макаренко, 81).

БИБЛИОГРАФИЯ

Виноградов - Виноградов Г. С. Материалы для народного календаря русского старожилого населения Сибири. - Иркутск, 1918.

Макаренко - Макаренко А. А. Сибирский народный календарь. - Новосибирск, 1993.

0

2

Спасибо, очень интересно  :)

0


Вы здесь » РазУмейка-методики раннего развития и обучения детей. » Сценарии праздников. Поздравления. » НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ РУССКИХ ТУЛУНСКОГО РАЙОНА, ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ ЦИКЛ. МАС