ВИДЫ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОУ

1. Детский сад

Наиболее распространенный вид государственного дошкольного образовательного учреждения. Обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей.

2.Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением:

физического развития воспитанников; интеллектуального развития воспитанников; художественно-эстетического развития воспитанников.

В соответствии с образовательной программой подбираются средства и методы развития индивидуальных способностей ребенка в музыкальной, изобразительной, театрализованной, интеллектуальной, языковой, физической и других видах детской деятельности.

3. Детский сад присмотра и оздоровления

Функционирует с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур. В этих учреждениях достигается оптимальное сочетание оздоровления и дошкольного образования детей раннего возраста.

4. Центр развития ребенка - детский сад

Комплексный подход к организации работы с детьми. В центрах развития ребенка осуществляется физическое и психическое развитие, коррекция и развитие всех воспитанников, особое внимание уделяется художественно-эстетическому и интеллектуальному развитию каждого ребенка. В центрах обычно присутствуют: детский театр, изостудия, компьютерный класс, игровой и физкультурно-оздоровительный комплексы, бассейн и др.

5. Детский сад комбинированного вида

состоит из общеразвивающих, компенсирующих и оздоровительных групп в разном сочетании.

6. Детский сад компенсирующего вида

с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции

Для детей с задержкой психического развития; для детей с туберкулезной интоксикацией; для часто болеющих детей; для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; для детей с нарушением слуха; для детей с нарушением речи; для детей с нарушением зрения; для детей с нарушением интеллекта. Функционируют с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. Для этого в учреждениях создаются специальные условия: сауна, бассейн, фито-бар, тренажерный зал, физиотерапевтический, стоматологический и массажный кабинеты и др.

Программы для детских садов

Программа «РАДУГА»

Цель программы направлена на воспитание и общее психическое развитие ребенка, с мирование знаний, умений и навыков как одно из средств развития ребенка.
«Радуга» - семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребёнка:
Физическая культура;
Игра;
Изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством);
Конструирование;
Занятие музыкальным и пластическим искусством;
Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром;
Математика.

Программа «ДЕТСТВО»

В основу программы положено развитие и воспитание ребенка в разных видах деятельности, готовность его к школьному обучению.

Программа направлена на удовлетворение потребности познания, общения со взрослыми и сверстниками, игры и других видов детской деятельности (предметной, трудовой, изобразительной, речевой, театральной, экспериментирования). Накопление ребенком ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей, самопознание способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника. Основные блоки программы:
«Познание»,
«Гуманное отношение»,
«Созидание»,
«Здоровый образ жизни».

Программа «РАЗВИТИЕ»

Цели программы:

1. Развитие умственных и художественных способностей ребенка.

2. Развитие специфических дошкольных видов деятельности.

Кардинально отличаются способы дошкольного обучения - перед детьми ставится система последовательно усложняющихся задач. Основной акцент в работе по программе направлен не на то, КАКОЙ фактический материал дается детям, а на то, КАК он дается.

Программа «ИСТОКИ»

Цель программы - формирование универсальных, в том числе творческих возможностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; сохранение и укрепление их здоровья.
Личность ребенка имеет ряд характеристик. Авторы программы выделяют следующие:
Компетентность
Креативность (творчество)
Инициативность
Самостоятельность и ответственность
Произвольность
Свобода поведения и безопасность
Самосознание и самооценка

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Главной задачей является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности за своё поведение.

Содержание:

1. Ребенок и другие люди.

2. Ребенок и природа.

3. Ребенок дома.

4. Здоровье ребенка.

5. Эмоциональное благополучие ребенка.

6. Ребенок на улицах города.

Программа «ТРИЗ»

(теория решения изобретательских задач)

В 1945 г.автор программы Г.С. Альтшуллер приступил к разработке научной технологии творчества, решив понять, чем отличается талантливое мышление от обычного. Главная идея его теории состоит в том, что технические решения возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам. "ТРИЗ" превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций.

Приемы и методы технической ТРИЗ с успехом используются для развития изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Программа «НАСЛЕДИЕ»

Цель программы - введение детей в традиционную русскую культуру.

Содержание:
Круг событий (знакомство с обрядовыми и классическими традициями)
Семейный круг (гармония семейных взаимоотношений)
Встанем в круг (игротека)
Круг чтения (приобщение к ценностям родной культуры через художественную литературу)
Программа «ШАГ за ШАГОМ»

Главная цель программы - подготовить ребенка к жизни в быстро меняющемся мире, сформировать устойчивое стремление и умение учиться самостоятельно. Каждый ребенок индивидуален.

Программа помогает детям выстроить собственное понимание:
Физического мира
Социальной и культурной действительности
Логики и математики
Устного и письменного слова

Программа «КРОХА»

Цель программы - комплексное развитие и воспитание детей в возрасте до 3 лет в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Цель программы - помочь родителям осознать самоценность и особую значимость раннего периода жизни человека.

Содержание:

1. «Мы ждем тебя, малыш!» (предродовая педагогика)

2. «Как я буду расти и развиваться» (характеристика особенностей физического и психического развития ребенка от рождения до 3 лет)

3. «Гуленька» (развитие и воспитание детей первого года жизни)

4. «Я сам» (развитие и воспитание ребенка второго и третьего года жизни)
Педагогика Марии Монтессори

Монтессори-педагогика является альтернативной системой непрерывного образования детей в возрасте от 3 до 12 лет.
Понятие «альтернативная» для мировой педагогики значении включает в себя:
наличие собственной философской базы
наличие эффективных оригинальных технологий (методик)
отсутствие классно-урочной системы.

Педагогика Монтессори удовлетворяет каждому из этих параметров. Главное, что дает учащимся Монтессори-школа, - способность делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность; умение самостоятельно работать с учебной и справочной литературой, умение учиться.