Rambler's Top100

РазУмейка-методики раннего развития и обучения детей.

Объявление

Наш форум представляет собой прекрасное пособие для будущих мам и пап, а также для молодых родителей. В нем есть практически все, что нужно знать о беременности и родах, послеродовом периоде, а также о самом главном - развитии, воспитании и здоровье малыша первых лет жизни.
Научиться рисовать может каждый! С 21 по 27 февраля на 'этом сайте http://emoroz.ru/ проводится БЕСПЛАТНЫЙ Мастер-Класс \"Талант за 7 Дней!\" Вы будете рисовать у себя дома в комфортной обстановке! Каждый день сначала будет краткая теория, потом — практика! Всего за 7 Дней Вы откроете в себе Художника! Даже, если Вы никогда раньше не умели рисовать! Спешите, количество мест ограничено!
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь. Есть скрытые темы для гостей. .

Internet Map КЛИКАЙ НА ДОМ. ТВОЙ КЛИК ВАЖЕН. И ОН ПОЯВИТСЯ НА КАРТЕ. ПОМОГИ НАМ НАЙТИ ПРИСТАНИЩЕ


ВОТ ЭТО И ЕСТЬ ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ,,,!!!


Страна Мастеров

ФОТОКОНКУРСЫ


Игрушки для взрослых

Комната отдыха
Поворчалки, поболталки и прочие занудства
Хочу похудеть

Хочу быть красивой

Хочу быть здоровой

Хочу быть стильной

Хочу отдохнуть

Хочу Уют в доме

Хочу Вкусненького РЕЦЕПТ НЕДЕЛИ Rambler's Top100


ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ и РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА

Что такое раннее развитие детей.

Словарь родителя раннего развития

Обзор методик развития М. Монтессори-методика:

СТРОНИЧКА ЛОГОПЕДА

НАША Библиотека

Детские презентации

ФИЗМИНУТКИ НОВЫЙ РАЗДЕЛ "ДЕТСКИЕ ПОДЕЛКИ
О ДЕТСКОМ ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ г. ВИДНОЕ "РАЗУМЕЙКА" тел 547-07-81 : 410-04 75



ЗАПИСЬ В ЦЕНТР тел 547-07-81 : 410-04 75

Занятия по рисованию тел 547-07-81 : 410-04 75

Занятия по лепке

Учимся читать

Учимся считать

ЗАНЯТИЯ на КАЖДЫЙ день

ФИЗМИНУТКИ


Дела семейные

БЕРЕМЕННОСТЬ. РОДЫ



Уход за ребёнком. Календарь развития ребенка до г

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » РазУмейка-методики раннего развития и обучения детей. » БИБЛИОТЕКА книг по воспитанию » "Кто ходит в гости по утрам" Ксения Подорова


"Кто ходит в гости по утрам" Ксения Подорова

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Небольшая но очень интересная книга о домашней школе

0

2

Ксения Подорова
Кто ходит в школу по утрам

Часть 1

Попробую начать с самого начала с тех дав-них времен, когда мой старший сын, как все, каждое утро ходил в школу. На дворе был конец 80-х годов «перестройка» уже началась, но в школе еще ничего не изменилось. (А мысль о том, что в школу можно не ходить, еще не приходила мне в голову ну, по-пробуйте вспомнить свое детство).
Ведь многие из вас учились в школе пример-но в те же времена. Могли ваши мамы додуматься до того, что в школу можно не ходить? Не могли. Вот и я не могла.
Как мы дошли до жизни такой
Став родительницей первоклассника, я пошла на родительское собрание. А там у меня возникло ощущение, что я попала в театр абсурда. За малень-кими столиками сидела толпа взрослых людей (на вид вполне нормальных), и все они усердно записы-вали под диктовку учительницы, сколько клеточек надо отступать от левого края тетради, и т.д., и т.п.
«А Вы почему не записываете?!» грозно спро-сили меня. Я не стала рассказывать о своих ощуще-ниях, а просто сказала, что не вижу в этом смысла. Потому что считать клеточки все равно будет мой ребенок, а не я. (Если будет.)
С тех пор начались наши школьные «приклю-чения». Многие из них стали «семейными легенда-ми», которые мы со смехом вспоминаем, когда речь заходит про школьный опыт.
Приведу один пример «история о выходе из октябрят». В то время всех первоклассников еще «автоматически» зачисляли в октябрята, а потом начинали взывать к их «октябрятской совести» и т.д. К концу первого класса мой сын сообразил, что его никто не спрашивал, хочет ли он быть октяб-ренком. Он начал задавать мне вопросы. А после летних каникул (в начале второго класса) объявил учительнице, что он «выходит из октябрят». В шко-ле началась паника.
Устроили собрание, на котором дети предла-гали меры наказания для моего ребенка. Варианты были такими: «исключить из школы», «заставить быть октябренком», «поставить двойку по поведе-нию», «не переводить в третий класс», «не прини-мать в пионеры». (Возможно, это был наш шанс пе-рейти на обучение эктерном еще тогда но мы этого не поняли.)
Остановились на варианте «не принимать в пионеры», что вполне устраивало моего сына. И он остался в этом классе, не будучи октябренком и не участвуя в октябрятских развлечениях.
Постепенно мой сын приобрел в школе репу-тацию «довольно странного мальчика», к которому учителя не особо приставали, потому что не нахо-дили у меня отклика на свои претензии. (Поначалу претензий было очень много начиная от формы на-писания буквы «ы» моим сыном и заканчивая «не-правильным» цветом его рубашки.
Потом они «сошли на нет» я не «шла навстре-чу» и не «воздействовала» ни на букву «ы», ни на выбор цвета рубашек.)
А дома мы с сыном довольно часто рассказы-вали друг другу о своих новостях (по принципу «что у меня сегодня было интересного»). И я стала замечать, что в его рассказах о школе слишком час-то упоминаются ситуации такого типа: «Я сегодня такую интересную книгу начал читать на математи-ке» Или: «Я сегодня начал писать партитуру моей новой симфонии на истории».
Или: «А Петя, оказывается, здорово в шахма-ты играет, мы с ним на географии пару партий ус-пели сыграть» Я задумалась: а для чего он вообще ходит в школу? Учиться? Но на уроках он занима-ется совершенно другими делами. Общаться? Но это можно и вне школы делать.
И тут в моем сознании произошел поистине революционный переворот!!! Я подумала: «А мо-жет, ему вообще не стоит ходить в школу?» Сын охотно остался дома, еще несколько дней мы про-должали обдумывать эту идею, а потом я пошла к директору школы и сказала, что мой сын больше не будет ходить в школу.
Скажу честно: решение уже было «выстрада-но», поэтому мне было почти все равно, что мне ответят. Я просто хотела соблюсти формальности и избавить школу от проблем написать какое-нибудь заявление, чтобы они успокоились. (Потом многие мои знакомые мне говорили: «Да, повезло тебе с директором, а вот если бы она не согласилась» да не в директоре дело! Ее несогласие ничего не измени-ло бы в наших планах. Просто наши дальнейшие действия в этом случае были бы немного другими.)
Но директор (до сих пор вспоминаю ее с сим-патией и уважением) искренне заинтересовалась нашими мотивами, и я довольно откровенно расска-зала ей о своем отношении к школе. Она сама пред-ложила мне способ дальнейших действий я напишу заявление о том, что я прошу перевести моего ре-бенка на домашнее обучение, а она договорится в РОНО, что мой ребенок (по причине своих якобы «выдающихся» способностей) в качестве «экспери-мента» будет учиться самостоятельно и сдавать эк-замены экстерном в этой же школе.
В то время это показалось нам отличным вы-ходом, и мы забыли о школе почти до конца учеб-ного года. Сын увлеченно занялся всеми теми дела-ми, на которые у него вечно не хватало времени: целыми днями писал музыку и озвучивал написан-ное на «живых» инструментах, а ночами сидел за компьютером обустраивал свою BBS (если среди читателей есть «фидошники» они знают эту аббре-виатуру; могу даже сказать, что у него был «114-й нод» в Питере «для тех, кто понимает»).
И еще он успевал читать все подряд, изучать китайский язык (просто так, ему это было интерес-но в тот период), помогать мне в моей работе (когда я не успевала сама сделать какой-то заказ), попутно выполнять мелкие заказы на перепечатку рукописей на разных языках и на установку электронной поч-ты (в то время это еще считалось очень сложной задачей приходилось приглашать «умельца»), раз-влекать младших детей. В общем, он был безумно рад обретенной свободе от школы. И не чувствовал себя обделенным.
В апреле мы вспомнили: «Ой, пора готовиться к экзаменам!» Сын достал запылившиеся учебники и 2-3 недели интенсивно читал их. Потом мы с ним вместе сходили к директору школы и сказали, что он готов сдавать. На этом мое участие в его школь-ных делах завершилось. Он сам поочередно «отлав-ливал» учителей и договаривался с ними о времени и месте встречи.
Все предметы удавалось сдать за одно-два по-сещения. Учителя сами решали, в какой форме про-водить «экзамен» или это было просто «собеседо-вание», или что-то вроде письменной контрольной работы. Интересно то, что почти никто не решился поставить по своему предмету «5» хотя мой ребенок знал ничуть не меньше, чем обычные школьники. Любимой оценкой стала «4». (Но нас это нисколько не огорчало, такова была цена свободы.)
В результате мы поняли, что ребенок может 10 месяцев в году иметь «каникулы» (т.е. делать то, что ему действительно интересно), а за 2 месяца проходить программу очередного класса и сдавать необходимые экзамены. После этого он получает справку о переводе в следующий класс, так что в любой момент может все «переиграть» и пойти учиться обычным способом. (Надо отметить, что эта мысль очень успокаивала бабушек и дедушек они были уверены, что ребенок скоро «одумается», не будет слушать эту «ненормальную» мамашу (ме-ня то есть) и вернется в школу. Увы. Не вернулся.)
Когда подросла моя дочь, я ей предлагала во-обще не начинать ходить в школу. Но она была «социализированным» ребенком: она начиталась детских книжек советских писателей, где настойчи-во высказывалась мысль о том, что пойти в школу это очень «престижно». А я, будучи сторонницей «свободного» воспитания, не собиралась ей это за-прещать. И она отправилась в первый класс. Ее хва-тило почти на два года!!!
Только к концу второго класса ей (наконец-то!) надоело это пустое времяпровождение, и она объявила, что будет учиться экстерном, как стар-ший брат. (К тому же и она успела внести свою леп-ту в «копилку» семейных легенд с ней тоже проис-ходили разные нетипичные для этой школы исто-рии.)
У меня просто камень с души упал. Я отнесла директору школы еще одно заявление. И теперь у меня уже было двое детей школьного возраста, ко-торые не ходят в школу. Кстати, если кто-то слу-чайно узнавал об этом, меня смущенно спрашивали: «А чем больны ваши дети?» «Ничем», — спокойно отвечала я. «Но тогда почему?!!! Почему они не хо-дят в школу?!!!» «Не хотят». Немая сцена.
Можно ли не ходить в школу
Можно. Я уже 12 лет знаю это совершенно точно. За это время двое моих детей успели, сидя дома, получить аттестаты (раз уж было решено, что это может им пригодиться в жизни), а третий ребе-нок, как и они, не ходит в школу, но уже сдал экза-мены за начальную школу и пока не собирается на этом останавливаться. Честно говоря, сейчас я уже не считаю, что детям нужно обязательно сдавать экзамены за каждый класс. Я просто не мешаю им самим выбирать ту «замену» школе, до которой они могут додуматься. (Хотя, конечно, делюсь с ними своими мыслями на этот счет.)
Но вернемся в прошлое. До 1992 года дейст-вительно считалось, что каждый ребенок обязан ежедневно ходить в школу, а все родители обязаны «сдавать» туда своих детей, достигших 7-летнего возраста. И если выяснялось, что кто-то этого не делает к нему могли прислать сотрудников какой-то специальной организации (кажется, в названии бы-ли слова «охрана детства» но я в этом не разбира-юсь, так что могу ошибаться).
Чтобы ребенок получил право не ходить в школу ему нужно было сначала получить медицин-скую справку о том, что он «не может посещать школу по состоянию здоровья». (Вот почему меня все спрашивали, чем больны мои дети!)
Кстати, гораздо позже я узнала, что в те вре-мена некоторые родители (которые раньше меня додумались до идеи не «сдавать» детей в школу) просто покупали такие справки у знакомых врачей.
Но летом 1992 года Ельцин выпустил истори-ческий указ, в котором было объявлено, что отныне любой ребенок (независимо от состояния его здоро-вья) имеет право учиться дома!!! Более того, там даже говорилось, что школа должна доплачивать родителям таких детей за то, что выделенные госу-дарством деньги на обязательное среднее образова-ние они реализуют не с помощью учителей и не в помещении школы, а самостоятельно и у себя дома!
В сентябре того же года я пришла к директору школы, чтобы написать очередное заявление о том, что и в этом году мой ребенок будет учиться дома. Она дала мне прочитать текст этого указа. (Записать его название, номер и дату я тогда не додумалась, а теперь спустя 11 лет уже не помню. Кому интересно ищите в Интернете информацию. Найдете подели-тесь: опубликую в рассылке.)
После этого мне сказали: «Платить Вам за то, что Ваш ребенок не ходит в нашу школу, мы все-таки не будем. Слишком сложно получить средства для этого. Но зато(!) и с Вас мы денег не возьмем за то, что наши учителя принимают у Вашего ребенка экзамены». Меня это вполне устроило брать деньги за освобождение моего ребенка от школьных оков мне бы и в голову не пришло. Так что мы расста-лись, довольные и друг другом, и изменением в на-шем законодательстве.
Правда, через некоторое время я забрала до-кументы моих детей из школы, где у них принимали экзамены бесплатно, и с тех пор они сдавали экза-мены в другом месте и за деньги — но это уже со-всем другая история (про платный экстернат, кото-рый организован проще и удобнее, чем бесплатный по крайней мере, так было в 90-е годы).
А в прошлом году я прочитала еще более ин-тересный документ опять-таки, не помню ни назва-ния, ни даты публикации мне показали его в той школе, куда я пришла договариваться об экстернате для моего третьего ребенка. (Представьте ситуацию: я прихожу к завучу и говорю, что хочу записать ре-бенка в школу. В первый класс.
Завуч записывает имя ребенка и спрашивает дату рождения. Выясняется, что ребенку 10 лет. А теперь самое приятное. Завуч реагирует на это спо-койно!!!) Меня спрашивают, за какой класс он хочет сдавать экзамены. Я объясняю, что у нас нет ника-ких справок об окончании каких-либо классов, по-этому начинать нужно я полагаю с самого первого!
А в ответ мне показывают официальный до-кумент об экстернате, в котором черным по белому написано, что любой человек имеет право прийти в любое государственное учебное заведение в любом возрасте и попросить, чтобы у него приняли экза-мены за любой класс средней школы (не спрашивая никаких документов об окончании предыдущих классов!!!). А администрация этой школы обязана создать комиссию и принять у него все необходи-мые экзамены!!!
То есть можно прийти в любую соседнюю школу, скажем, лет в 17 (или раньше, или позже кому как нравится; вместе с моей дочерью, напри-мер, получали аттестаты два бородатых дяденьки ну, приспичило им вдруг аттестаты получить) и сра-зу сдать экзамены за 11-й класс. И получить тот са-мый аттестат, который всем кажется таким необхо-димым предметом.
Но это теория. Практика, увы, сложнее. Од-нажды я (скорее из любопытства, чем из нужды) зашла в ближайшую к дому школу и попросила ау-диенции у директора. Я ей рассказала, что мои дети давно и бесповоротно перестали ходить в школу, а в данный момент я ищу место, где можно быстро и недорого сдать экзамены за 7-й класс.
Директору (приятной молодой женщине с вполне прогрессивными взглядами) было очень ин-тересно со мной пообщаться, и я охотно рассказала ей о своих идеях но в конце разговора она посове-товала мне поискать какую-нибудь другую школу.
Они действительно по закону были обязаны принять у меня заявление о приеме моего ребенка в школу и действительно разрешили бы ему «домаш-нее обучение». С этим никаких проблем не было бы. Но мне объяснили, что консервативные пожи-лые учительницы, которые составляют в этой школе «решающее большинство» (на «педсоветах», где решаются спорные вопросы), не согласятся на мои условия «домашнего обучения» чтобы ребенок про-сто один раз подошел к каждому из учителей и сра-зу сдал годичный курс.
(Надо отметить, что с этой проблемой я стал-кивалась не раз: там, где экзамены у экстернов при-нимают обычные учителя, они настойчиво говорят о том, что ребенок не может сдать всю программу за одно посещение!!! Он должен «отработать поло-женное количество часов»! Т.е. их абсолютно не интересуют реальные знания ребенка их беспокоит только время, потраченное на учебу. И они совер-шенно не видят абсурдности этой идеи)
Они потребуют, чтобы ребенок посещал все контрольные работы в конце каждой четверти (по-тому что не могут же они ставить в классном жур-нале «прочерк» вместо оценки за четверть, если ре-бенок числится в списке класса).
Кроме того, они потребуют, чтобы ребенок имел медицинскую справку и сделал все прививки (а мы к тому времени вообще не были «сосчитаны» ни в одной поликлинике, и от слов «медицинская справка» у меня начиналось головокружение) а иначе он «заразит» других детей. (Ага, заразит здо-ровьем и свободолюбием.) Ну и, конечно, от ребен-ка потребуют участия в «жизни класса»: мыть стены и окна по субботам, собирать бумажки на террито-рии школы и т.п.
Понятно, что меня такие перспективы просто рассмешили. Понятно, что я отказалась. Но дирек-тор, тем не менее, сделала для меня именно то, что мне было нужно! (Просто потому, что ей понравил-ся наш разговор.) А именно мне нужно было взять в библиотеке учебники за 7 класс, чтобы не покупать их в магазине. И она тут же позвонила библиотека-рю и распорядилась выдать мне (бесплатно, под расписку) все необходимые учебники до конца учебного года!
Так что моя дочь прочитала эти учебники и спокойно (без прививок и «участия в жизни клас-са») сдала все экзамены в другом месте, после чего мы отнесли учебники обратно.
Но я отвлеклась. Вернемся в прошлый год, когда я привела в «первый класс» 10-летнего ребен-ка. Завуч предложила ему тесты по программе пер-вого класса оказалось, что он все знает. Второго класса почти все знает. Третьего класса многого не знает. Она составила для него программу занятий, и через некоторое время он успешно сдал экзамены за 4-й класс, т.е. «окончил начальную школу». И при желании! мог бы сейчас прийти в любую школу и учиться там дальше вместе со сверстниками.
Вот только желания такого у него почему-то нет. Наоборот. Ему такое предложение кажется бредом. Он не понимает, зачем нормальному чело-веку ходить в школу.
Часть 2. Как учиться дома
Многие родители думают, что если ребенок учится дома, то мама или папа с утра до вечера си-дят с ним рядом и проходят всю школьную про-грамму вместе с ним. Мне не раз приходилось слы-шать такие комментарии: «У нас ребенок ходит в школу и мы все равно сидим с ним до поздней ночи каждый день, пока все уроки не сделаем. А если бы не ходил, это значит, сидеть надо на несколько ча-сов в день больше!!!» Когда я говорю, что никто с моими детьми не «сидит», делая вместе с ними «уроки» мне просто не верят. Думают, что это бра-вада.
Но если вы действительно не можете позво-лить своему ребенку учиться без вашего участия (т.е. намереваетесь все 10 лет вместе с ним «делать уроки») тогда, конечно, домашнее обучение вам категорически не подходит. Оно изначально пред-полагает некоторую самостоятельность ребенка.
Если же вы готовы согласиться с мыслью, что ребенок способен учиться сам (независимо от того, какие оценки ему будут ставить может быть, «3» за изложение своих собственных мыслей лучше, чем «5» за запись папиных или маминых?) тогда можно подумать и о домашнем обучении. В том числе и потому, что оно позволит ребенку тратить меньше времени на то, что у него получается с ходу, и больше времени уделять тому, что он понимает не сразу.
А дальше все зависит от мировоззрения роди-телей. От того, какие цели вы перед собой ставите. Если целью является «хороший аттестат» (для по-ступления в «хороший вуз») это одна ситуация. А если целью является умение ребенка принимать решения и делать выбор совершенно другая. Иногда удается добиться обоих результатов, поставив толь-ко одну из этих целей. Но это просто «побочный эффект». Бывает, но не у всех.
Давайте начнем с самой традиционной цели с «хорошего аттестата». Сразу определите для себя степень своего участия в решении этой задачи. Если решать ее будете именно вы, а не ваш ребенок тогда вам нужно позаботиться о хороших репетиторах (которые будут приходить к вам домой) и составить (в одиночку, или вместе с ребенком, или вместе с ребенком и его учителями) график занятий.
И выбрать школу, в которой ваш ребенок бу-дет сдавать экзамены и зачеты. И которая выдаст ему именно такой аттестат, как вы хотели например, какая-нибудь спецшкола того направления, в кото-ром вы намерены «двигать» своего ребенка.
А если вы не собираетесь полностью контро-лировать процесс учебы (что кажется мне гораздо более естественным) тогда будет полезно сначала обстоятельно обсудить с ребенком его собственные желания, намерения и возможности. Поговорить с ним о том, какие знания он хочет получить и что он готов сделать для этого.
Многие дети, поучившиеся в школе, уже не могут сами планировать свою учебу. Им требуется «толчок» в виде регулярных «домашних заданий». Иначе у них не получается. Но это легко исправить. Сначала можно действительно помогать ребенку планировать его занятия и даже, может быть, ста-вить перед ним какие-то задачи а потом, «пройдя» в таком режиме пару предметов, он и сам научится этому.
Самый простой способ составить план учебы посчитать, сколько у вас есть времени на подготов-ку к экзаменам и какой объем информации нужно «проглотить» за это время. Например, ваш ребенок решил за полгода сдать 6 предметов. Значит, в среднем по месяцу на каждый учебник. (Вполне достаточно.)
Потом вы берете все эти учебники и видите, что 2 из них довольно тонкие и читаются «на одном дыхании» (например, география и ботаника). Ре-шаете, что каждый из них можно осилить за 2 неде-ли. (Появился «лишний» месяц, который можно «отдать» тому предмету, который кажется самым трудным для вашего ребенка например, русский язык с его запутанными правилами.)
Потом смотрите, сколько там страниц. Допус-тим, в учебнике 150 страниц текста. Значит, можно в течение 10 дней читать по 15 страниц, потом за пару дней перелистать учебник еще раз, чтобы по-вторить самые сложные главы, а потом идти сдавать экзамен.
Внимание: вопрос к тем, кто считает, что учиться дома «очень трудно». Ваш ребенок может прочитать 15 страниц в день и запомнить, о чем там шла речь? (Может быть, даже вкратце законспекти-ровать для себя используя свои собственные услов-ные обозначения и рисунки.)
Я думаю, что большинству детей это пока-жется слишком простой задачей. И они предпочтут читать не по 15, а по 50 страниц в день, чтобы по-кончить с этим учебником не за 10 дней, а за 3! (А некоторым даже проще сделать это за один день!)
Конечно, не все учебники читаются легко, и не всегда этого достаточно. Есть еще математика, где нужно решать задачи, и русский язык, где нуж-но писать, а потом еще физика и химия. Но, опти-мальные способы изучения более сложных предме-тов находятся в процессе учебы. Стоит только на-чать.
А если даже что-то не будет получаться, мож-но найти репетитора по самому сложному предмету, по двум, по трем. Только перед этим было бы очень желательно дать ребенку возможность поучиться самостоятельно тогда он, по крайней мере, начнет понимать, что именно у него не получается.
(Я расспрашивала моих знакомых, которые занимались репетиторством: могут ли они обучить любого ребенка своему предмету? И какие трудно-сти при этом чаще всего возникают? Насчет «любо-го» это не совсем так.
Попадались изредка такие дети, которых не-возможно было ничему научить. И это всегда были именно те дети, которых родители заставили зани-маться. И наоборот успешнее всего продвигались вперед те дети, которые раньше пытались сами изучить этот предмет, но что-то у них не получа-лось.
Тогда помощь репетитора оказывалась очень кстати, ребенок начинал понимать то, что ускольза-ло от него раньше, и дальше все шло отлично.)
И напоследок опять о моем личном опыте. Мы пробовали по-разному: и планы составляли (обычно в самый первый год обучения экстерном), и пускали все «на самотек». Пробовали даже мате-риальные стимулы. Например, я выделяю на учебу некую сумму, которой хватит на оплату трех меся-цев занятий с преподавателями (при обучении по системе «консультация зачет»). Если ребенок успе-вает сдать все ровно за 3 месяца хорошо.
Если не успевает я как бы «даю ему взаймы» недостающую сумму, и потом нужно будет ее вер-нуть (у моих старших детей были источники дохода они регулярно подрабатывали). А если сдает быст-рее оставшиеся деньги получает в качестве «приза». (В тот год призы были получены, но идея не при-жилась больше мы так не делали. Это был просто эксперимент, который был интересен всем участни-кам. А после получения результатов перестал быть интересен. Мы уже поняли, как это работает.)
Обычно мои дети сами думали, когда и как они будут учиться. С каждым годом я все реже за-давала им вопросы по поводу учебы. (Иногда они сами обращались ко мне с вопросами я помогала им, если видела, что моя помощь им действительно нужна. Но не вмешивалась в то, что они могли де-лать сами.)
И еще одно. Многие мне говорят: «Тебе хо-рошо твои дети такие способные, они хотят учиться А наших не заставить. Они не будут учиться, если не будут ходить в школу» Насчет «способных» де-тей спорный вопрос. У меня нормальные дети. У них, как у всех, к чему-то есть «способности», к че-му-то нет. И учатся дома они не потому, что «спо-собные», а потому что дома ничто не мешает инте-ресоваться учебой.
У любого нормального ребенка есть тяга к знаниям (вспомните: ему с первых лет жизни инте-ресно, сколько ног у крокодила, почему страус не летает, из чего сделан лед, куда летят тучи ведь это именно то, что он мог бы узнать из школьных учеб-ников, если бы воспринимал их просто как «кни-ги»).
Но когда он идет в школу, там эту тягу начи-нают медленно, но верно убивать. Вместо знаний ему навязывают умение отсчитать нужное число клеточек от левого края тетради. И так далее. Чем дальше, тем хуже. Да еще и коллектив, навязанный ему извне. Да еще и казенные стены (а я вообще считаю, что в казенных стенах ничего не получается хорошо ни детей рожать, ни лечиться, ни учиться, ни заниматься каким-то делом — впрочем, это дело вкуса, а «о вкусах не спорят», как известно).
Дома все иначе. То, что в школе кажется скучным и неприятным, дома кажется интересным. Вспомните момент, когда ребенок (даже если это школьник-троечник) впервые берет в руки стопку новых учебников. Ему интересно! Он рассматрива-ет обложки, он листает учебники, «зависая» над ка-кими-то картинками. А, что дальше? А дальше на-чинаются опросы, оценки, задания, нотации. И от-крывать учебник просто потому, что «интересно», ему и в голову не приходит.
А если ему не нужно ходить в школу и дви-гаться в навязываемом ему темпе, делая попутно сотни ненужных действий тогда можно спокойно (выспавшись, не спеша позавтракав, поболтав в ро-дителями, поиграв с кошкой впишите недостающее) открыть этот же учебник в подходящий момент и с интересом почитать, о чем там написано. И знать, что никто не вызовет тебя к доске с грозным видом и не обвинит тебя в том, что ты не все запомнил. И не стукнет портфелем по голове. И не выскажет твоим родителям свое мнение о твоих способно-стях.
То есть в школе знания если и усваиваются то вопреки системе обучения. А дома они усваиваются легко и без напряжения. И если ребенку дать воз-можность не ходить в школу он, конечно, первое время будет только отдыхать. Отсыпаться, отъе-даться, читать, гулять, играть. Столько, сколько на-до чтобы «скомпенсировать» ущерб, нанесенный школой. Но рано или поздно настанет момент, когда ему захочется взять учебник и просто почитать.
Как общаться с другими детьми
Легко. У нормального ребенка, помимо одно-классников, обычно есть еще очень много других знакомых: живущих в соседнем доме, приходящих в гости со своими родителями, найденных там, где ребенок занимался каким-то интересным делом. Если ребенку хочется общаться, он найдет себе приятелей независимо от того, ходит ли он в школу. А если он не хочет, значит, и не надо. Наоборот, надо радоваться тому, что ему никто не навязывает общения, когда он ощущает потребность «уйти в себя».
У моих детей бывали разные периоды: иногда они могли целый год просидеть дома и общаться только с домашними (правда, семья у нас всегда была не маленькая) и переписываться со своими «виртуальными» знакомыми. А иногда они «с голо-вой» окунались в общение. Но самое главное они сами выбирали, когда им сидеть в одиночестве, а когда «выходить в люди».
И «людей», к которым они «выходили», мои дети тоже выбирали сами это не был «коллектив одноклассников», сформированный случайным об-разом. Это всегда были именно те люди, с которы-ми они хотели пообщаться.
Некоторые думают, что «домашние» дети, даже если они хотят общаться, просто не могут и не умеют это делать. Довольно странное опасение. Ре-бенок ведь живет не в камере-одиночке, а в семье, где ему с самого рождения изо дня в день прихо-дится общаться. (Конечно, если в вашей семье люди общаются между собой, а не проходят молча мимо, не замечая друг друга.) Так что основные «навыки общения» у него формируются именно дома, а от-нюдь не в школе.
Но дома общение обычно бывает более пол-ноценным, чем в школе. Ребенок привыкает сво-бодно обсуждать любые темы, выражать свои мыс-ли, обдумывать мысли собеседника, соглашаться с ними или возражать, подбирать весомые аргументы в споре Дома ему часто приходится общаться с те-ми, кто старше его и общаться «умеет» лучше каче-ственнее, полноценнее. И ребенку приходится «подтягиваться» до уровня нормального взрослого общения. Он привыкает уважать собеседника и строить диалог в зависимости от ситуации
Согласна есть такие «сверстники», которым все это не нужно. Которые под «общением» пони-мают что-то другое. Которые не станут вести диа-логи и уважать собеседника. Но ведь и вашему ре-бенку тоже не захочется с такими общаться! Он вы-берет других тех, с кем ему самому будет интерес-но.
Еще одна важная вещь издевательства и на-падки подростков на тех, кто чем-то отличается от других. Или от тех, кто позже других появился в «коллективе». Например, если ребенок в 14 лет пе-реходит в другую школу это часто оказывается для него тяжелым испытанием.
Признаюсь: мои старшие дети проводили та-кие «эксперименты». Им было интересно примерить на себя роль «новенького». Они начинали ходить в школу и с интересом наблюдали за поведением класса. Часть одноклассников обязательно пыталась «издеваться».
Но если «новенький» не обижается, не воз-мущается, а откровенно развлекается, слушая их «издевательства» это их сильно озадачивает. Они не понимают, как можно не обидеться на их изощрен-ные метафоры? Как можно не принимать это всерь-ез? И очень скоро им надоедает «издеваться» впус-тую.
Другая часть одноклассников сразу ставит клеймо «не наш». Не так одет, не такая прическа, не ту музыку слушает, не о том разговаривает. Ну, мои дети и сами не стремились войти в число «наших». И, наконец, третья группа те, кому сразу станови-лось интересно пообщаться с этим странным «но-веньким». Т.е. именно то, что он «не такой, как все», сразу отвращало от него вторую группу и сра-зу привлекало к нему третью.
И вот среди этих «третьих» как раз и находи-лись те, кому недоставало нормального общения и которые окружали «странного» новенького внима-нием, восхищением и уважением. А потом, когда мои дети уходили из этого класса (продержавшись там 3-4 месяца пока у них хватало сил рано вставать каждое утро, при нашем абсолютно «совином» до-машнем образе жизни), некоторые из этих одно-классников оставались их близкими друзьями. Бо-лее того, кое-кто даже ушел вслед за ними из шко-лы!
И вот какой вывод я сделала из этих «экспе-риментов». Моим детям было очень легко строить отношения с новым коллективом. У них это не вы-зывало стрессов и сильных негативных пережива-ний. Они воспринимали школьные «проблемы» как игру, а отнюдь не как «трагедии и катастрофы».
Может быть, потому, что пока их однокласс-ники ходили в школу и тратили энергию на преодо-ление тех трудностей, которые выдвигала перед ними школа (рано вставать, много сидеть, недое-дать, переутомляться, ссориться с одноклассниками и бояться учителей), мои дети вместо этого росли, как цветы, свободно и радостно. И именно поэтому выросли более сильными.
Теперь по поводу отношения других детей к тем, кто не ходит в школу. За 12 лет мы видели раз-ное. От глупого смеха маленьких дурачков («Ха-ха-ха! Он не ходит в школу! Он дебил!») до странных форм зависти («Ты думаешь, что ты умнее нас, если ты не ходишь в школу? Да тебе все эти пятерки за деньги ставят!») и до искреннего восхищения («По-везло тебе с родителями! Мне бы так»).
Чаще всего бывало так. Когда какие-то зна-комые моих детей узнавали, что они не ходят в школу, это вызывало сильное удивление. Вплоть до шока. Начинались расспросы. Почему, как это мож-но, кто это придумал, как происходит учеба, и т.д.
Многие дети после этого приходили домой, с восторгом рассказывали своим родителям, что ока-зывается!!! Можно не ходить в школу!!! А дальше ничего хорошего. Родители не разделяли этот вос-торг. Родители объясняли ребенку, что это «не для всех». Что некоторые родители, в некоторых шко-лах, для некоторых детей, за некоторую плату. А, они не «некоторые». И пусть ребенок забудет на-всегда. Потому что в нашей школе такое не разре-шено! И точка.
И ребенок на следующий день с тяжким вздо-хом говорил моему: «Тебе хорошо, тебе можно не ходить в школу. А мне нельзя. Мне мои родители сказали, что в нашей школе это не разрешается».
Иногда (видимо, если ребенок не удовлетво-рялся таким ответом) ему начинали объяснять, что он нормальный, в отличие от таких, которые не хо-дят в школу. Тут было два сюжета. Либо ему объ-ясняли, что его знакомый (т.е. мой ребенок, кото-рый не ходит в школу), на самом деле умственно отсталый, поэтому он не может учиться в школе. А вовсе не «не хочет», как тут пытались представить. И надо не завидовать ему, а наоборот надо радо-ваться, что «ты-то нормальный, и ты можешь учиться в школе!!!»
Либо родителей «заносило» в другую край-ность, и они рассказывали, что нужно иметь очень много денег, чтобы разрешить своему ребенку не ходить в школу, а просто «покупать» ему оценки.
И только несколько раз за все эти годы роди-тели отнеслись к такому рассказу с интересом. Они подробно расспросили сначала своего ребенка, по-том моего, потом меня а потом тоже забрали своего из школы. К радости последнего. Так что на моем счету несколько «спасенных» от школы детей.
Но в большинстве случаев знакомые моих де-тей просто считали, что моим детям повезло с роди-телями. Потому что не ходить в школу, на их взгляд, это очень здорово, но ни один «нормаль-ный» родитель такого не разрешит своему ребенку. Ну, а у моих детей родители «ненормальные» (по многим параметрам) так что им повезло. И нечего примерять на себя этот способ жизни, потому что это недосягаемые мечты.
Так что у родителей есть шанс воплотить «не-досягаемую мечту» своего ребенка. Подумайте об этом.
Нравится ли моим детям не ходить в школу
Ответ однозначный: да. Если бы было иначе, они бы просто ходили в школу. Я никогда не лиша-ла их такой возможности, и за прошедшие 12 лет было совершено несколько попыток это делать. Им самим было интересно сравнить хождение в школу и домашнюю свободу.
Каждая такая попытка давала им какие-то но-вые ощущения (не знания! знания они приобретали не в школе!) и помогала им понять что-то важное о себе, о других, о жизни Т.е., несомненно, это был очень полезный опыт. Но каждый раз вывод был один и тот же: дома лучше.
Я думаю, что уже нет смысла перечислять, почему им лучше дома. И так уже все понятно мож-но заниматься тем, что тебе интересно, ты сам ре-шаешь, что тебе делать и когда, тебе никто ничего не навязывает, тебе не надо рано вставать и давить-ся в общественном транспорте И так далее, и тому подобное
Моя дочь сформулировала свои ощущения от хождения в школу так: «Представь ты испытываешь сильную жажду. И чтобы утолить свою жажду («жажду» знаний), ты приходишь к людям (в соци-ум, к учителям, в школу) и просишь их утолить твою жажду. И тут они связывают тебя, выхваты-вают 5-литровые клизмы и начинают лить в тебя в огромном количестве какую-то бурую жижу И го-ворят, что это утолит твою жажду. Грубовато, но честно.
И еще одно наблюдение: человек, который не просидел 10 лет на школьной семье, заметно отли-чается от других. Есть в нем что-то такое. Как ска-зала одна учительница про моего ребенка — «пато-логическое чувство свободы».
Что-то мне никак не удается распрощаться со школой после двух выпусков рассылки пришло та-кое количество писем, что я даже не успевала на них отвечать. Почти во всех письмах были вопросы о домашнем обучении и просьбы рассказать еще что-нибудь на эту тему. (Не считая тех коротких писем, где мне просто сообщали, что я «раскрыла глаза» некоторым родителям).
Меня удивила такая бурная реакция на по-следние 2 выпуска. Вроде бы, подписчиками рас-сылки первоначально становились люди, которым были интересны домашние роды — а тут такая да-лекая от них тема... Но потом я подумала, что, на-верное, про домашние роды уже и так всем все ясно — а вот не отдавать детей в школу еще мало кто решается. Территория неизвестности.
«Я читал и радостно подпрыгивал: «Вот, вот, это реально!! Значит и мы тоже сможем!» Ощуще-ние, сравнимое с поездкой некогда в Москву, на семинар по домашним родам. Вроде и информация-то вся известна из книг.
Но у нас в городишке не с кем пообщаться о домашних родах, а тут вот они, несколько семей, родивших дома, и Саргунасы, принявшие на тот момент около 500 родов, и родившие дома троих из четверых детей. И пришедшая в результате уверен-ность, что всё получится именно так, как задумано, стоила тех денег, что мы заплатили за семинар. Вот так и с этими номерами рассылки. Мы очень вдох-новлены! Спасибо за такое развёрнутое и подробное описание!»
Поэтому я решила «отодвинуть» запланиро-ванные темы и посвятить еще один выпуск ответам на вопросы читателей. И заодно опубликовать одно интересное письмо.
Часть 3. Письма
читателей и ответы на вопросы.
«Поражена до глубины души! Спасибо за от-кровение, для нашей семьи (и для меня лично) оно явилось настоящим откровением, что так можно делать и что это кто-то уже делает.
Вспоминаю свои школьные годы с ужасом и презрением. Школу мало назвать не люблю, просто боюсь отдать на растерзание этому монстру своих будущих детей, не хочу им подобной пытки».
«Ваша статья меня потрясла. Я сама закончи-ла школу 3 года назад, но до сих пор свежи воспо-минания. Школа для меня — прежде всего отсутст-вие свободы, контроль учителей над детьми, жут-кий страх не ответить, крики (до ругани даже дохо-дило).
И до сих пор для меня человек-учитель — не-что не от мира сего, я их опасаюсь. Недавно подру-га, которая проработала учительницей 2 месяца, рассказала, что сейчас в школах вообще кошмар — при ней одного мальчика так унизила учительница, что ей, взрослой женщине, хотелось сквозь землю провалиться. А что было с ребенком? И их унижают так почти каждый день».
«Еще одна история, произошедшая с дальней знакомой моей мамы — мальчик 11 лет, подслушав телефонный разговор его мамы с учительницей (ему поставили 2), выпрыгнул в окно (остался жив). У меня пока нет детей, но я очень боюсь отдавать их в школу. Даже в самую лучшую — ведь неизбежна «ломка» детского «Я» со стороны учителей. В об-щем, Вы затронули очень интересную тему. Ничего подобного я никогда не слышала».
Ксения:
Конечно, не у всех остались такие мрачные воспоминания о школе. Но сам факт, что они есть (и не у одного человека, который, может быть, «сам виноват» в своем неумении «приспособиться», а у многих!), заставляет задуматься. Если некоторым детям школа кажется «монстром», а от учителей эти дети ждут не «доброго и вечного», а только униже-ний и крика не является ли это достаточно веской причиной для «спасения» наших детей от такого риска?
По крайней мере, не спешите говорить «у нас хорошая школа» или «мы найдем хорошую школу». Попробуйте понять, нужна ли школа именно ваше-му ребенку и именно в этом возрасте. Попробуйте представить себе, что именно школа будет делать из вашего ребенка, и хотите ли вы этого. И как именно ваш ребенок будет реагировать на эту «переделку» своей личности. (А хотели бы вы сами, чтобы с ва-ми обращались так, как обращаются в школах с детьми?)
Однако общих рецептов здесь, как и в любом деле, нет. Разве что «не навреди».
В некоторых ситуациях ходить в школу мо-жет быть полезнее, чем сидеть дома если школа да-ет ребенку нечто лучшее, чем он может получить дома. Самый простой пример пьющие необразован-ные родители и дом, в котором нет книг и компью-теров и в который не приходят интересные гости. Разумеется, в школе ребенок может получить гораз-до больше, чем в таком «доме». Но я полагаю, что среди читателей рассылки таких семей нет и быть не может.
Другой пример родители, которые рано утром уходят на работу и поздно вечером возвращаются, уставшие и невменяемые. Даже если ребенку очень интересно общаться и с ними, и с их гостями (ска-жем, в выходные) ему понравится сидеть дома только в том случае, если он вообще не слишком общительный и умеет наслаждаться одиночеством. Если же ему недостаточно общения только в вы-ходные, а хочется общаться каждый день разумеет-ся, именно в школе он сможет удовлетворить эту потребность.
Третий пример родители вполне способны уделять ребенку много времени, но круг его интере-сов слишком сильно отличается от круга интересов родителей и их друзей. (Допустим, в семье музы-кантов растет ребенок, «помешанный» на програм-мировании а они на эту тему трех слов связать не могут.) В такой ситуации ребенок вполне может найти себе подходящий круг общения именно в школе.
Так что повторю еще раз: иногда ходить в школу явно лучше, чем сидеть дома. Именно «ино-гда», а не «всегда». Прежде чем принимать решение о том, нужна ли школа именно этому вашему ре-бенку подумайте о том, что ему интересно и где он сможет реализовать свои интересы лучше дома или в школе. И достаточно ли он сильный, чтобы защи-тить себя от посягательств сверстников и учителей на его личную свободу.
«Мне непонятно, как занимались Ваши дети сами в возрасте 7-9 лет. Ведь им еще сложно в этом возрасте с учебниками, где расписаны мягкие, твер-дые звуки и т.п. (самой сложно разобраться в учеб-никах двоюродной сестры, ей 8), с математикой то-же сложно разобраться — как может ребенок само-стоятельно понять сложение, деление и т.п., даже если он уже хорошо читает, мне кажется, это вооб-ще невозможно сделать без помощи взрослого».
Ксения:
Я совершенно согласна с тем, что мало кому из детей в 7 лет интересно и понятно все, что напи-сано в школьных учебниках для младших классов. (Я, конечно, видела эти учебники и тоже удивлялась тому, как там все сложно и запутанно как будто ав-торы поставили перед собой цель внушить детям и родителям, что самостоятельно никто в этом не раз-берется, так что извольте ходить в школу и слушать учителя.)
Но я из этого сделала другой вывод, а надо ли 7-летнему ребенку во всем этом разбираться? Пусть лучше занимается тем, что ему интересно, и тем, что у него получается.
Когда я делала мои «первые шаги» в этом на-правлении т.е. просто забирала ребенка из школы и переводила его на «домашнее обучение» мне еще казалось, что нужно поддерживать видимость того, что ребенок движется «параллельно» со сверстни-ками в 7 лет сдает зачеты за 1 класс, в 8 за второй, и так далее. Но потом (с третьим ребенком) я поняла, что это никому не нужно.
Если же 10-летний ребенок берет учебники за 1, 2, 3 класс, то он способен быстро и легко разо-браться во всем, что там написано. И почти без вмешательства взрослых. (Об этом мне говорила и преподавательница, которая уже более 10 лет при-нимает у экстернов экзамены за начальную школу: дети, которые начинают учиться в 9-10 лет, прохо-дят всю начальную школу за несколько месяцев без напряжения.
А те, кто начинает учиться в 6-7 лет, продви-гаются намного медленнее. Не потому, что они глу-пее!!! Просто они еще не готовы «переваривать» такие объемы информации и быстрее устают.) Так стоит ли начинать в 7 лет, чтобы окончить началь-ную школу в 10, если можно начать ближе к 10 и сделать это в несколько раз быстрее?
Правда, тут есть одна тонкость. Если ребенок до 9-10 лет не только не ходил в школу, но и вооб-ще ничем не занимался (лежал на диване и смотрел телевизор) конечно, пройти всю программу началь-ной школы быстро и легко он вряд ли сможет.
Но если он давно уже научился читать и пи-сать (пусть и не так, как учат в прописях), если он все эти годы занимался какими-то интересными де-лами (т.е. развивался, а не стоял на месте), то школьная программа не вызовет у него никаких за-труднений.
Он уже привык решать «задачи», с которыми он сталкивался в каких-то других сферах деятель-ности, и освоение школьной программы становится для него лишь «еще одной задачей». И он легко с ней справится, потому что приобрел «навык реше-ния задач» в других областях.
«Не верится, что дети проходят школьную программу без помощи взрослых. И не похоже, что к Вам постоянно ходят домашние учителя, которые постоянно занимаются с Вашими детьми. Значит, Вы сами их учите?»
Ксения:
Нет, я очень редко вмешиваюсь именно в «процесс учебы». Только если у ребенка возникает какой-то очень конкретный вопрос, на который я могу ему ответить.
Я иду по другому пути. Я просто пытаюсь до-нести до их сознания мысль (начиная с раннего дет-ства), что они должны сами делать выбор и сами прилагать усилия для реализации этого выбора. (Это то умение, которого очень не хватает многим детям.) При этом я оставляю за детьми право сде-лать не тот выбор, который я считаю правильным. Оставляю за ними право на их собственные ошибки.
И если уж они сами решают, что им нужно изучить школьную программу, то это уже 90% ус-пеха. Потому что в этом случае они учатся не «для родителей», не «для учителя» и не «для оценки» — а сами для себя. А мне кажется, что знания, усвоен-ные таким способом — самые качественные. Пусть даже их будет меньше по объему.
И задачу «воспитания» я вижу именно в этом научить ребенка понимать, что ему нужно. Именно ему, а не его родственникам. Я хочу, чтобы мои де-ти учились не потому, что «все учатся» или потому, что «так положено» а потому, что это нужно им са-мим. Если нужно.
Правда, тут как и везде — нет универсальных «рецептов». Я уже с третьим ребенком иду по этому пути, и каждый раз натыкаюсь на новые препятст-вия. Все мои дети совершенно по-разному относят-ся и к учебе, и к жизни. И к каждому нужен особый подход абсолютно новый, абсолютно не похожий на то, что я уже успела придумать раньше. (Каждый ребенок это новое приключение с непредсказуемым результатом.)
«Хотя, остался всё же актуальным для меня вопрос мотивирования детей учиться. Ну, зачем им это нужно? Вы как мотивировали? Рассказывали, что в жизни без образования ничего не добиться? Или каждым новым предметом заинтересовывали, и на этом интересе весь предмет одолевали?»
Ксения:
«Системного» подхода у меня нет. Скорее, просто беседы о жизни. Дети, например, довольно отчетливо представляют себе, в чем состоит моя работа, если есть возможность, я очень подробно отвечаю на все детские вопросы.
(Ну, например, 4-летняя дочка сидит у меня на коленях, когда я редактирую текст, и нажимает мышкой на ножницы, когда я выделяю ненужный кусок — с ее точки зрения, она «работает» вместе со мной, а по ходу дела я ей подробно рассказываю, что и зачем мы делаем. Я, может быть, и «потеряю» на этом минут 10-15 — но зато с ребенком пообща-юсь лишний раз.)
И детям понятно, что такую работу обычно делают люди, которые получили определенные зна-ния и умеют что-то такое, чему нужно было специ-ально учиться. И у них как-то естественно возника-ет мысль о том, что надо сначала поучиться, чтобы потом заниматься в жизни тем, что тебе нравится и интересно.
А что именно им интересно это они ищут са-ми. Я не склонна вмешиваться в этот процесс. Если не ограничивать доступ к информации ребенок сам найдет то, что ему нужно.
А когда интерес уже сформировался конечно, я с удовольствием буду поддерживать разговоры на эти темы. До тех пор, пока смогу. С какого-то мо-мента ребенок «обгоняет» меня в том, что ему инте-ресно, и дальше я остаюсь лишь заинтересованным слушателем.
Я заметила, что лет с 10-11 мои дети обычно сами становятся для меня «источником информа-ции» они уже могут рассказать мне много такого, о чем я никогда не слышала. И меня нисколько не огорчает, что у каждого из них есть своя «сфера ин-тересов», в которую не входит большинство «школьных предметов».
«А как поступали в случае злостного много-дневного «отдохновения» от учёбы?»
Ксения:
Никак. Вот сейчас уже октябрь — а мой сын (как бы «пятиклассник») еще и не вспоминает, что учиться пора. Когда вспомнит, будем разговаривать на эту тему. Старшие дети обычно где-то к февралю вспоминали, а к апрелю начинали учиться. (Я не считаю, что учиться нужно каждый день. Они же в остальное время не плюют в потолок, а тоже чем-то занимаются — т.е. «мозги» все равно работают.)
«И как они находились днем дома? Под Ва-шим присмотром, или была няня, бабушка... Или с первого класса одни дома были?»
Ксения:
Я поняла, что больше не хочу ходить на рабо-ту, когда у меня родился второй ребенок. И вот уже много лет я работаю только дома. Так что дети очень редко оставались дома одни. (Только когда сами захотят чтобы удовлетворить свою потреб-ность в одиночестве, которая есть у каждого чело-века. Поэтому, когда вся семья куда-то собирается, один из детей вполне может сказать, что ему хочет-ся остаться дома одному и никто не удивится.)
Но и «присмотра» (в смысле «контроля») у нас не было: я занимаюсь своими делами, они свои-ми. А если возникает потребность пообщаться это можно сделать почти в любой момент. (Если же я делаю что-то срочное или важное, я просто говорю ребенку, когда именно у меня будет перерыв в ра-боте. Нередко к этому моменту ребенок успевает заварить чай и ждет меня в кухне для общения.)
Если же ребенку действительно нужна моя помощь, а я не занята срочной работой конечно, я могу отложить свои дела и помочь.
Наверное, если бы я уходила на работу на весь день, мои дети учились бы как-то иначе. Мо-жет быть, они охотнее ходили бы в школу (по край-ней мере, в первые годы учебы). А может быть, на-оборот им было бы приятно ощущать свою полную самостоятельность и независимость, и они охотно сидели бы дома в одиночестве.
Но такого опыта у меня нет и, думаю, уже не будет. Мне так нравится сидеть дома, что вряд ли когда-нибудь я предпочту другой способ жизни.
«Я удивлена, неужели за все время учебы ва-ших детей им не попался в школах хотя бы один интересный учитель предметник. Неужели ни один из предметов им не хотелось изучать более глубоко (не только освоить школьный минимум)? По мно-гим предметам школьные учебники достаточно убо-ги (занудны, плохо написаны, просто устарели или неинтересны).
Хороший учитель находит самые разные ма-териалы для урока из разных источников, и такие уроки очень интересны, на них не возникает жела-ния поболтать с подружкой, почитать книжку, сде-лать домашку по алгебре и т.д. Посредственный учитель заставляет конспектировать параграфы из учебника и пересказывать близко к тексту.
Неужели это только мне так повезло с учите-лями? Мне нравилось ходить в школу. Мне нрави-лось большинство моих учителей. Мы ходили в по-ходы, мы разговаривали на самые разные темы, об-суждали книжки. Я бы, наверное, многое потеряла, если бы сидела дома и осваивала учебники».
Ксения:
В двух словах все эти возможности, о кото-рых Вы пишете, доступны не только тем, кто ходит в школу. Но попробую ответить на все по порядку.
Если ребенка интересует какой-то отдельный предмет, которым невозможно заниматься дома — можно ходить в школу только на эти уроки, а все остальное сдавать экстерном. А если химия и физи-ка ему не интересны — сдать экзамен можно без всяких опытов. Домашнее обучение позволяет не тратить время впустую на то, что ребенку не инте-ресно.
Что касается интересных учителей конечно, такие попадались. Но разве это веская причина для того, чтобы ходить в школу? У нас дома, среди гос-тей, попадались не менее интересные люди, с кото-рыми можно было общаться один на один, а не в толпе, на те же самые темы. А ведь личное общение — это намного интереснее, чем сидение в классе среди толпы учеников.
Что касается углубленного изучения отдель-ных предметов — разве это обязательно делать в школе? Для этого есть масса книг и других источ-ников информации. К тому же в школе есть «рам-ки», заданные программой, а при самостоятельном изучении рамок нет.
(Например, мой сын годам к 14 уже довольно свободно изъяснялся по-английски, а школьные за-четы сдавал «с ходу», даже не зная заранее, что там будут спрашивать. Ну и зачем ему был бы школь-ный английский, даже при наличии хорошего учи-теля?)
Вы пишете, что хороший учитель, помимо учебников, использует самые разные материалы. Но ведь любопытный ребенок тоже находит самые раз-ные материалы, если ему интересен этот предмет. Книги, энциклопедии, Интернет — все, что угодно.
По поводу походов и разговоров на отвлечен-ные темы. Так и мои дети не сидели дома в полном одиночестве. Они занимались тем же самым! Толь-ко не с «одноклассниками», а с друзьями (которые, правда, были старше и потому еще интереснее). Кстати, с друзьями-студентами можно было ходить в походы не только во время школьных каникул, но в любое время года и на любое количество дней.
У моей дочери, например, целых 4 «поход-ных» компании (ее начали брать в такие походы лет с 12) — альпинисты, спелеологи, байдарочники и те, кто просто любит подолгу жить в лесу. А между походами они часто бывают у нас дома, и другие мои дети тоже с ними знакомы и тоже могут пойти в какой-нибудь поход вместе с сестрой. Если захо-тят.
«А вы не пробовали просто найти хорошую школу с хорошими учителями? Неужели во всех опробованных вами школах не нашлось ничего ин-тересного, чему бы стоило поучиться?»
Ксения:
Мои дети сами пробовали, когда им хотелось. Например, моя дочь в последние 2 школьных года училась в некой спецшколе, куда было очень непро-сто поступить (она сама нашла эту школу, отлично сдала экзамены и отучилась там 2 года в «ежеднев-ном» режиме).
Просто ей захотелось попробовать, что такое медицина, а в этой школе у них была практика в больнице, и вместе с аттестатом она получила ди-плом медсестры.
Другого способа исследовать «изнанку меди-цины» она не видела, поэтому сделала такой выбор. (Я не в восторге от этого выбора, но я никогда не стала бы лишать ее права самостоятельно делать выбор, принимать решение и добиваться своей це-ли. Мне кажется, это главное, чему я как родитель — должна была ее научить.)
«Вы упоминали, что Ваши дети подрабатыва-ли и имели какие-то источники дохода в те месяцы, когда они не ходили в школу. Но зачем это нужно? К тому же я вообще не понимаю — как может под-рабатывать ребенок, если даже взрослые с трудом находят работу? Не вагоны же они разгружали, я надеюсь?»
Ксения:
Нет, до вагонов они не додумались. Все нача-лось с того, что моему старшему сыну (которому было тогда 11 лет) я сама предложила немного по-работать на меня. Мне иногда нужен был тайпист для набора текстов на разных языках, включая фин-ский.
А у моего сына это получалось очень быстро и качественно и он делал это за ту же плату, которая была установлена для «посторонних» тайпистов. Потом он понемногу начал переводить простые до-кументы (конечно, потом его работу тщательно проверяли но в качестве «подмастерья» он меня вполне устраивал) и даже работал у меня курьером с 12 лет.
Потом, когда сын вырос и стал жить отдель-но, его «сменила» моя старшая дочь — тоже подра-батывала у меня тайписткой и курьером. А еще она вместе с моим мужем писала обзоры для журналов — у них было четкое разделение обязанностей при подготовке этих материалов, и она получала опре-деленную долю гонорара. Ежемесячно.
Зачем это нужно? Мне кажется, для осознания своего места в материальном мире. Многие дети весьма смутно представляют, что такое деньги и откуда они берутся. (Я знаю довольно взрослых «детей» (старше 20 лет), которые способны устро-ить маме скандал из-за того, что она им не купила какой-то свитер или новый монитор.)
Если ребенок попробовал выполнять какую-то работу за деньги, то у него возникает более чет-кое представление о том, что любые деньги связаны с чьими-то затраченными усилиями. И возникает понимание ответственности, которую ты берешь на себя, взявшись за какую-то работу.
Кроме того, ребенок просто получает полез-ный жизненный опыт он учится расходовать зара-ботанные деньги оптимальным образом. Это ведь тоже не все умеют делать. А в школе этому не учат.
И еще один полезный «побочный эффект» ра-бота, как ни странно, стимулирует стремление к знаниям. Попытавшись зарабатывать деньги, ребе-нок начинает понимать, что количество денег зави-сит от того, что он умеет делать.
Можно быть курьером, ездить по чьим-то по-ручениям и получать мало, а можно написать ста-тью и получить столько же денег за гораздо мень-шее время. А можно научиться еще чему-то и зара-ботать еще больше.
Он начинает задумываться о том, чего он во-обще хочет от жизни. И пытается найти оптималь-ный способ достижения этой цели. Нередко опти-мальным способом оказывается именно учеба! Так мы подошли с другой стороны к ответу на вопрос о стимулировании учебы.
А теперь обещанное интересное письмо.
Вячеслав из Киева:
Хочу поделиться некоторым своим опытом (по большей части — положительным, «хотя и не без потерь») и своими мыслями относительно «не ходить в школу».
Опыт у меня именно мой, а не опыт моих де-тей — это я не ходил в школу, вернее, почти не хо-дил. Получилось так «само» — отец уезжал рабо-тать в глухую деревню, по ряду вполне очевидных причин смысла переводиться в тамошнюю школу (которая была, к тому же, километров, эдак, за семь) смысла не было.
С другой стороны, это был в некоторой сте-пени сознательный выбор: мама оставалась в Моск-ве, и, в принципе, я мог никуда не уезжать. Жил я все равно то там, то там. В общем, я остался номи-нально приписанным к школе в Москве, а учился, сидя в деревенской избе за четыреста километров от оного города-героя.
К слову: это было до 1992 года, и законода-тельной базы тогда еще не было — но договориться всегда можно, формально я продолжал учиться в каком-то классе. Конечно, важна позиция директора (а ему, «перестроечному» либералу, мой случай был, кажется, просто интересен). Но я не помню вообще, чтобы были какие-либо препоны со сторо-ны учителей (хотя удивление и непонимание, ко-нечно, было).
Первоначально был толчок со стороны роди-телей, и первый раз мама сходила и договорилась с директором, но потом, перед следующими класса-ми, ходил — договаривался — брал учебники — и т.п. уже я сам.
Родительская политика была непоследова-тельной — то меня заставляли делать подряд в обя-зательном порядке все упражнения из учебников по алгебре и прочим геометриям, то на месяцы забыва-ли, что я вообще «типа учусь». Довольно быстро я понял, что нелепо год проходить эту ересь, и либо я забиваю ва-аще (от скуки), либо занимаюсь быст-рее.
Сдав по весне экзамены за один класс, я взял на лето учебники на следующий, и по осени был переведен (после достаточно необременительной процедуры) через класс; за следующий год я про-шел три класса.
Потом стало уже труднее, и последний класс я уже «нормально» учился в школе (мы вернулись в Москву), хотя тоже относительно — в школу я хо-дил дня два-три в неделю, потому как были другие дела — я подрабатывал, много занимался спортом и т.п.
Окончил школу я в 14 лет. Нонче мне 24, и я могу, пожалуй — вдруг это кому-то интересно, скажем, если кто прикидывает «плюсы» и «мину-сы» такой системы? — попытаться определить, что мне дал такой опыт, чего лишил и какие есть в та-ком деле подводные камни.
Сухой остаток:
Я избежал казарменной атмосферы школы. У меня волосы дыбом встают, когда моя супруга (окончившая школу обычным способом и, зарабо-тав золотую медаль) рассказывает мне о своем школьном опыте — мне это просто незнакомо, и я этому несказанно рад. Мне незнакомы все эти идио-тизмы с клеточками с края страницы, «жизнью кол-лектива» и т.п.
Я мог сам распоряжаться своим временем и заниматься тем, чем я хотел. Хотел я много чего, хотя ничего из предметов, которым я тогда увле-ченно и много занимался — например, рисование — никогда мне не пригодилось, не стало моей про-фессией и т.п.
Не стоит преувеличивать способности 11-12-летнего ребенка выбирать себе будущую профес-сию. Максимум я был способен сформулировать, чем я не буду заниматься никогда, что уже хорошо — не тратил я много сил на все эти алгебры и про-чие геометрии...
(Моя супруга, к примеру, рассказывает, чем она не смогла заниматься и что она была вынужде-на бросить в последние классы школы, потому что не успевала делать уроки!
У меня такой проблемы не было — я уделял школьной программе ровно столько времени, чтобы сдать и забыть, спокойно читал себе подшивки журналов «Техника-Молодежи» и «Наука и рели-гия» за несколько десятков лет, бегал кроссы, рас-тирал камни в порошок (для натуральной краски, используемой в иконописи) и еще очень много че-го.)
Я смог окончить школу рано и получить «фо-ру» — к примеру, перед лицом маячащего у меня (как и у любой здоровой особи мужеска полу) на горизонте «почетного долга». Сразу же поступил в институт, и пошло-поехало... окончил оный в 19, поступил в аспирантуру...
Говорят, что если не учиться в школе, то трудно будет в институте, если, конечно, в оный пойдешь. Ерунда. В институте-то уже (и чем дальше — тем больше) важны не клеточки с края страницы, а способность к самостоятельной работе, которая как раз и достигается (неуклюже как-то звучит, но это правда) опытом самостоятельной работы, како-вой у меня был.
Мне было значительно легче, чем многим од-нокурсникам — на сколько бы лет они меня не бы-ли старше — пойти по пути научной работы, мне не требовалась опека со стороны руководителя и т.п. Собственно, сейчас я научной работой и занимаюсь, и вполне успешно.
«Пятерочного» аттестата у меня, конечно, нет. И вряд ли я бы совсем самостоятельно, без ре-петиторов и т.п., даже если бы поставил перед со-бой такую задачу, получил бы золотую медаль. Но — стоит ли она того? Это уж для кого как. По мне — так однозначно не стоит.
Все-таки есть вещи, которые могут приго-диться в жизни, но которые ребенку нельзя выучить самостоятельно (понятно, что есть ребята с разными способностями к разным предметам и т.п., но я-то только о своем опыте...). Языки, например.
Из своих попыток самостоятельно листать учебники попеременно английского и немецкого в школьные годы я не вынес совершенно ничего. Это потом приходилось наверстывать с большими уси-лиями — и до сих пор иностранные языки (а мне их в силу специфики деятельности жизненно необхо-димо знать!) у меня слабое место.
Я не говорю, что в школе можно выучить язык — просто все-таки если есть хоть какой-то учитель, то учить язык гораздо проще, а выучить его — по крайней мере, теоретически — реально.
Да, у меня лично были проблемы с общением. Понятно, что это специфика моего случая — мне не с кем было общаться во дворе, в кружках и т.п. Но когда я вернулся в школу, проблемы были. Не ска-жу, что для меня это было болезненно — хотя не-приятно, конечно — но до института я толком ни с кем просто не общался. Но уточню: речь идет о сверстниках.
Зато мне было очень просто общаться с «взрослыми», а впоследствии — с преподавателями и вообще «начальниками», перед которыми многие ребята, как бы сказать, ну, одного со мной статуса, робели. Мне сложно сказать, что вышло в итоге — минус или плюс. Скорее, плюс, но период отсутст-вия общения с одноклассниками и вообще ровесни-ками не был дико приятен.
Такие вот итоги опыта.
Ксения:
«Окончил школу я в 14 лет» — Вот этот мо-мент мне особенно интересен. Мои дети не хотели перескакивать через классы — они просто сдавали программу очередного класса в конце учебного го-да, а потом 9-10 месяцев (с июня по апрель) вообще не вспоминали про школу.
Я расспрашивала моих знакомых, у которых дети рано поступали в вузы — как они там себя ощущали? Среди более взрослых людей, с некото-рой ответственностью за себя (которая в школе как бы возлагается на учителей)? Они мне отвечали, что никакого дискомфорта не испытывали.
Общаться со взрослыми (с теми, кому 17-19 и больше лет) подростку даже легче, чем со сверстни-ками. Потому что среди сверстников есть что-то вроде «конкуренции», которая часто превращается в желание «принизить» других, чтобы «возвыситься» самому.
У взрослых этого уже нет. Тем более, у них нет желания «принижать» подростка», который на несколько лет младше — он им вообще не «конку-рент». Вы могли бы поподробнее рассказать о своих отношениях с однокурсниками?
Вячеслав:
Отношения были очень хорошие. Собственно, со школы я не сохранил никаких знакомств и даже приятельских отношений; со многими же своими однокурсниками до сих пор (пятый год пошел, как окончил) отношения поддерживаю.
С их стороны никогда не было никакого нега-тивного отношения, или заносчивости, или чего-то еще. Видимо, люди «взрослые», и, как Вы заметили, не воспринимавшие меня как конкурента... Только вот я их воспринимал как конкурентов.
Мне-то самому себе надо было доказывать, что я не «маленький». Так что некоторые психоло-гические — ну, не то, чтобы проблемы... но некото-рый дискомфорт был. И потом — ну, в институте же девушки, они такие «взрослые» и все такое, а я? Вроде бы, и умный, и подтягиваюсь двадцать раз, и бегаю каждое утро — а интереса у них не вызы-ваю...
Все ж таки были вещи, в которых разница в возрасте ощущалась. У меня не было, как сказать, определенного опыта в области разных «глупо-стей», которых можно нахвататься от сверстников в школе (конечно, последний год, когда я «типа учил-ся», я активно этих глупостей хватал, но разница жизненного «бэкграунда» с первокурсниками, ко-нечно, чувствовалась).
Сами можете представить, как это восприни-малось в подростковом возрасте. Но такой «дис-комфорт» (довольно условный; я просто попытался вспомнить, а не было ли таки чего-то такого, в чем чувствовалась возрастная разница) был в вузе толь-ко в самом начале, на первом курсе.
Ксения:
Надеюсь, что на основные вопросы читателей я уже ответила. Разные мелкие задачи, которые воз-никают по ходу дела (где найти подходящую школу для экстерната, где взять тесты за младшие классы, как помочь ребенку «втянуться» в домашнее обуче-ние и т.д.), будут решаться сами собой после того, как Вы примете окончательное решение. Главное сделать выбор и спокойно следовать к поставленной цели. И Вам, и Вашим детям. Желаю удачи на этом пути.
Источник: Рассылка «Рождение без насилия»
Автор: Ксения Подорова birth@ft.inc.ru

«Советник» — путеводитель по хорошим книгам.

0


Вы здесь » РазУмейка-методики раннего развития и обучения детей. » БИБЛИОТЕКА книг по воспитанию » "Кто ходит в гости по утрам" Ксения Подорова