Курс «Разумейка» был задуман, как школа для активных родителей, стремящихся в полной мере и в наиболее раннем возрасте развить задатки своего ребенка; понимающих, что грамотное взаимодействие ребенка и взрослого способствует формированию мышления и речи, развитию творческой активности растущей личности и общей одаренности.
Общеизвестная истина – в дошкольном детстве именно родители оказывают самое большое влияние на личностное развитие ребенка, поэтому особенно важно, чтобы родители приобрели опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком. Принцип совместной работы (родитель – ребенок – педагог), положенный в основу курса «Школы раннего развития Разумейка» позволит родителям:

Курс «Разумейка» был задуман, как школа для активных родителей, стремящихся в полной мере и в наиболее раннем возрасте развить задатки своего ребенка; понимающих, что грамотное взаимодействие ребенка и взрослого способствует формированию мышления и речи, развитию творческой активности растущей личности и общей одаренности.
Общеизвестная истина – в дошкольном детстве именно родители оказывают самое большое влияние на личностное развитие ребенка, поэтому особенно важно, чтобы родители приобрели опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком. Принцип совместной работы (родитель – ребенок – педагог), положенный в основу курса «Школы раннего развития Разумейка» позволит родителям:
• Узнать сильные и слабые стороны своего ребенка и учитывать их, что поможет развивать потенциальные возможности и задатки малыша, но не завышать требования к нему.
• Относится к ребенку как к полноценной личности и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное – не норматив, а личностные достижения каждого. Если ребенок что-то сделал лучше, чем вчера, и это осознается им, то можно радоваться его личностному росту, развитию.
• Проявлять искреннюю заинтересованность в действиях малыша и быть готовым к эмоциональной поддержке.
• Преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.
• Облегчить адаптационный период при поступлении в детский сад: в самосознании ребенка не произойдет драматической смены самооценки (дома он был «умница», а в детском саду – «неумеха»).

Курс «Разумейка» поможет родителям изменить свою позицию в воспитании, не перекладывая ответственности за развитие малыша только на плечи педагогов, стать активным и полноправным участником образовательного процесса. Как следствие, в дальнейшем это поможет мамам и папам исключить традиционное положение дел, когда родителям отводится роль восхищенного зрителя, комментатора и болельщика, с тревогой ожидающего очередного результата.
Не менее важной проблемой в современном дошкольном воспитании является процесс благополучной адаптации ребенка к условиям образовательного учреждения и в обществе. Малыши, привыкшие к узкому семейному кругу общения, чувствуют себя неуверенно в новой обстановке. Отсутствие навыков общения со сверстниками и посторонними взрослыми приводит к возникновению тревожности, что может провоцировать неадекватное поведение ребенка (капризы, упрямство, агрессию). Пребывание малышей в течение двух месяцев вместе с родителями на занятиях в «Школе раннего развития Разумейка» позволяет педагогам подготовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и смягчить процесс адаптации.
Таким образом, авторский курс «Школы раннего развития Разумейка» может быть использован педагогами как:
• Предварительная работа с детьми и их родителями, поступающими в конкретное дошкольное образовательное учреждение
• Самостоятельные развивающие занятия в качестве дополнительных образовательных услуг для широкого круга населения.
• Раннее выявление и развитие одаренности детей.

Школа раннего развития «Разумейка» была разработана и внедрена специалистами Смоленского областного Центра диагностики и консультировании в 2003г. На протяжении трех лет проводились регулярные занятия с группами детей различного возраста (2-х, 3-х, 4-х лет), которые показали, что данный курс востребован и результативен. Это подтверждается положительными отзывами родителей, благополучной адаптацией детей к условиям дошкольных учреждений, высокой оценкой педагогов области, реализующих предложенный авторский курс. Большинство детей, прошедших курс «Разумейка» успешно поступили и продолжают обучение в группе одаренных детей «Умница». Специалистами ЦДиК регулярно проводятся мониторинги развития, показывающие, что своевременная выявленная одаренность, позволяет педагогам дифференцировано планировать учебно-воспитательный процесс и способствовать реализации возможностей каждого ребенка.

Принципы, на которых основан Курс «Школы раннего развития Разумейка».
1 Принцип гуманизма позволяет не только установить наличный уровень развития ребенка, а и выявить его потенциал, осуществляя бережный и заботливый подход.
2 Принцип научности лежит в основе данной разработки и предполагает опору на современную психолого-педагогическую науку.
3 Принцип учета возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста предполагает, что ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода.
4 Принцип индивидуально-дифференцированного и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.
5 Принцип системности состоит в том, что затрагиваются все стороны психофизического развития ребенка
6 Принцип последовательности изложения материала предусматривает его подачу от простого к сложному и логическую связь всех тем и этапов занятий между собой.
7 Принцип интегративности предполагает соединение различных видов деятельности в единый комплекс как всего курса в целом, так и каждого занятия в отдельности.
8 Принцип вариативности предусматривает использование различных вариаций выполнения одного задания.
9 Принцип повторяемости заданий предполагает повторение тем, видов деятельности в течение нескольких занятий.

Основные направления курса.
• Физическое развитие путем выполнения физических упражнений, дыхательной гимнастики, подвижных игр.
• Познавательно-речевое развитие посредством развивающих игр, упражнений, артикуляционной гимнастики и оречевления всех видов деятельности.
• Художественно-эстетическое развитие через выполнения продуктивных видов деятельности (аппликация, лепка, конструирование, рисование), использование детской художественной литературы, иллюстраций и музыки.
• Социально-личностное развитие путем использования групповых форм работ, а также осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку.

Цель курса «Школы раннего развития Разумейка»:
• создание условий для овладения родителями системой знаний и умений, направленных на выявление потенциала ребенка и развитие способностей детей дошкольного возраста через совместные виды деятельности.
• способствование успешной социализации детей в обществе.
• профилактика речевого и психофизического отклонений развития детей раннего возраста за счет обучения молодых родителей основам педагогически грамотного взаимодействия с ребенком, стимуляции развития у детей познавательных процессов, активизации развития речи, как основного средства познания окружающего мира.

Задачи курса «Школы раннего развития Разумейка»:
• Создавать систему педагогического взаимодействия, направленного на всестороннее развитие ребенка.
• Способствовать успешной адаптации детей в условиях ОУ.
• Формировать навыки социализации дошкольников в обществе.
• Развивать познавательную, интеллектуальную, речевую, эмоционально-волевую сферы детей.
• Совершенствовать физическое развитие.
• Развивать творческое мышление.
• Знакомить родителей с особенностями психофизического и речевого развития детей раннего дошкольного возраста и современными методами для выявления потенциала детей дошкольного возраста;
• Учить родителей методам и приемам эффективного взаимодействия с детьми и способам развития познавательной, интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой сфер детей.

Для успешного проведения занятий необходимо создание благоприятных условий:
• Эмоционально-положительная среда, создающая для ребенка условия комфортности и благополучия;
• Максимальное число детей в группе – 6 человек, при обязательном присутствии для каждого ребенка кого-либо из родителей.
• Ведущие – 2 педагога (по возможности логопед и психолог)
• Продолжительность занятия 1,5 часа при условии чередования видов деятельности.
• Наличие отдельного помещения предусматривающего организацию следующих зон: игровая – спортивная (с ковровым покрытием), учебная – возможно детская мебель для рисования, лепки, конструирования, либо свободное расположение на полу с использованием досточек, клеенок и т.п.; гигиеническая - с санузлом и умывальником; зона отдыха – смежное с игровым помещение; раздевалка.
• Использование яркого, нового, необычного оборудования, позволяющего поддерживать интерес каждого ребенка до конца занятий.
• Наличие наиболее привлекательного игрового оборудования в комплекте для каждого ребенка.
• Педагогическая поддержка родителей, подразумевающая помощь в обучении и воспитании детей и выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка.
• Активное участие родителей в занятии.
• Единство педагогических воздействий со стороны всех взрослых, участвующих в реализации курса.
• Процесс выполнения свободный и предполагает проявление творческих способностей детей и родителей.

Курс состоит из 16 занятий проводимых в течение двух месяцев по два раза в неделю.
Механизмом оценки получаемых результатов, прежде всего, является эмоционально-положительное состояние ребенка на занятиях. Педагог должен чувствовать и видеть, что именно происходит с ребенком, как и насколько он «включен» в атмосферу сотрудничества, какова степень его «отдачи».
Критериями оценки могут быть творческие работы детей (совместно с родителями), участие в проводимых играх, а также тестовые задания в начале и в конце курса.
Курс «Школы раннего развития Разумейка» построен с учетом принципов опережающего обучения и рассчитан на взаимодействие логопеда, психолога, семьи (мамы, папы, бабушки) и ребенка как единой учебной группы. Так как курс обучения рассчитан на 2 месяца (16 занятий), это не может обеспечить раскрытие внутреннего потенциала ребенка в полной мере, но может стимулировать более активное развитие его способностей и взаимоотношений (не только внутрисемейных, но и социальных).